Давление на высоте полета самолета
На какой высоте летают пассажирские и военные самолеты — минимальные, максимальные и идеальные показатели
Тем, кто имеет представление о самолетах только с позиции пассажира или обычного горожанина, наблюдающего летающие машины с земли, сложно сказать наверняка, на какой высоте летают самолеты. Также загадкой является то, кто принимает решение о следовании на определенном уровне над землей, и чем оно бывает продиктовано. Тем не менее высота — важнейший фактор успешности полета и избегания аварийных ситуаций в воздухе.
Понятие минимальной, максимальной и идеальной высоты полета воздушного судна
Набор высоты — один из самых важных этапов для успешного полета воздушного судна. Нередко внутри современных пассажирских лайнеров установлены табло, на которых производится демонстрация расстояния, отделяющего самолет от поверхности земли. Чем обусловлена высота полета пассажирского самолета? Как пилот понимает, на каком удалении от земли двигаться?
Все самолеты имеют перечень технических характеристик, который определяется назначением воздушного судна, его модификацией и моделью. Соотношение характеристик определяет для самолета его коридор следования, т. е. уровень воздушного пространства, оптимальный для перемещения.
Существуют различные высоты полета:
1. Истинная — от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном.
2. Относительная — от уровня порога ВПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа.
3. Абсолютная — от уровня моря.
Границы коридора определяются такими величинами, как максимальная высота и минимальная. В этих пределах самолет может осуществлять перемещение без угрозы утраты контроля над управлением и без повреждения систем машины. Для современных пассажирских самолетов доступные для перемещения уровни находятся в пределах от 9 до 12 км над землей.
Если максимальная высота полета пассажирского самолета определяется техническими возможностями судна и должна соблюдаться для безопасности полета, то и другая характеристика — идеальная — большей степени касается эргономики перемещения.
Идеальное значение также рассчитывается из характеристик конкретного воздушного судна. Это высота, при которой воздушное судно испытывает наименьшее сопротивление воздуха. В первую очередь, при снижении такого сопротивления снижается и расход топлива. Также испытывая минимальное трение о воздух, самолет дольше сохраняет невредимость корпуса и систем.
Почему пассажирские самолеты летают на высоте 10000 метров?
Выбор высоты полета обусловлен тем, что на разных уровнях воздух имеет различную плотность. Чем выше от поверхности земли, тем плотность воздуха ниже. Соответственно, воздушное судно тратит меньше мощности на преодоление сопротивления воздуха и может развивать скорость выше при меньших энергозатратах. Вот почему самолеты в основном летают на высоте 10000 метров: здесь воздух гораздо реже, чем на ближайших к земле.
Но возникает резонный вопрос: почему самолет летает на высоте 10 км, а не еще выше, если это позволяет экономить расход топлива и ускоряет движение? Пассажирским самолетам важна устойчивость в воздушных потоках. Крылья удерживают самолет в воздухе, как бы опираясь на потоки ветра. При подъеме на выше 10 000 м крылья становятся бесполезны, т. к. они неспособны удерживать тело воздушного судна в условиях разреженной атмосферы.
С военными судами дело обстоит иначе. Они способны перемещаться и в условиях разреженного пространства, правда, пилот испытывает при этом перегрузки, аналогичные тем, что испытывает космонавт. Самые большие высоты покоряют беспилотные аппараты: экспериментальные модели NASA способны летать и на удалении 30 км от земли.
Правила расчета идеальной высоты лайнера
Высота полета — достаточно условное понятие. Фактический уровень полета несколько отличается от того, что показывает табло пилоту и что видит перед глазами диспетчер. Это связано с тем, что для расчета фактической показателя потребовалось бы постоянно вводить в расчеты давление, а оно в полете слишком часто меняется, из-за чего может происходить путаница.
Для упрощения расчетов введено такое понятие, как эшелон перехода. Это постоянная величина давления, выставленная на всех самолетах на высотометре в пределах одного воздушного пространства. Значение эшелона перехода сбрасывается только при взлете и при заходе на посадку, т. е. в ситуациях, когда необходимо знание фактической высоты. В разных странах эшелон перехода может отличаться: пилот меняет его по согласованию с диспетчером.
Кроме того, то, на какой высоте летает пассажирский самолет, зависит от направления его движения. Во всех аэропортах мира действует негласное правило выделение «воздушных дорог» — уровень, на котором должен пролетать самолет, чтобы не пересечься с другими воздушными судами. Для самолетов, отправляющихся на восток (юго- и северо-восток), назначается нечетная высота (9 км, 11 км). Для самолетов, летящих на запад — четная.
Разумеется, назначение коридоров происходит с учетом модели самолета, его потенциальных возможностей, веса, мощности и других характеристик. Например, при необходимости самолетом может быть достигнута максимальная высота, если на его пути находится опасная зона турбулентности или грозовой фронт.
Кто определяет идеальную высоту?
Помимо того, что высота полета во многом определяется возможностями конкретной модели самолета, крейсерская высота для конкретного места задается такими факторами, как занятость воздушного коридора и погодные условия. Эти условия заблаговременно определяются диспетчерами.
В небе в каждый момент времени может находиться в среднем до пяти тысяч воздушных судов. В небе над крупными городами диспетчеры вынуждены планировать каждый рейс таким образом, что порой разница между одним и другим самолетом в высоте составляет всего пару десятков метров.
Однако когда самолет набирает высоту и выходит в горизонтальный полет, ситуация может измениться. Если погода резко меняется или на пути следования судна встает грозовой фронт, пилот должен сообщить диспетчеру о смене условий. Также при возникновении технических неполадок и других непредвиденных ситуаций пилот также может менять уровень движения, руководствуясь безопасностью пассажиров.
Таким образом, идеальная высота следования определяется авиаконструкторами, диспетчером и пилотом.
Что такое эшелон в авиации?
Эшелонирование воздушного пространства — это задача диспетчеров, которые планируют рассредоточение самолетов таким образом, чтобы не допустить их критического сближения и возникновения аварийных ситуаций. Выделяют вертикальное эшелонирование, продольное и боковое, которые соответствуют тому или иному положению воздушных судов относительно друг друга.
Эшелоны полета — это своеобразные схемы, которых придерживается пилот, чтобы сохранить безопасность пассажиров и не сбиться с заданного курса. Для начала движения по эшелону используется эшелон перехода, т. е. условное значение, по которому движутся самолеты в определенном воздушном пространстве (например, над территорией аэропорта).
Таблица эшелонов различается в разных странах, в зависимости от того, какая схема используется в гражданской авиации на конкретной территории. Пилоты и диспетчеры переходят с одной схемы на другую при совершении международных и, особенно, межконтинентальных рейсов.
Факторы безопасности, влияющие на оптимальную высоту полета
Высотный самолет отличается от стандартного тем, что перемещение на больших высотах не вредит его системам. Это зависит от материала корпуса, формы крыльев, грузоподъемности и множества других факторов, заданных при конструировании летательного аппарата с определенной целью. Основные факторы, которыми определяется максимальная высота полета самолета:
- модель и назначение судна;
- грузоподъемность и фактическая загруженность на момент полета;
- максимально допустимая скорость;
- загруженность воздушного коридора, по которому проходит маршрут;
- допустимый расход топлива;
- степень разреженности атмосферы в конкретной высотной точке.
Обычно самолеты движутся на уровне больше 9000 м от земли. Это связано с тем, что здесь двигателям не требуется дополнительного охлаждения (за бортом достаточно холодно), на такой высоте нет птиц (их попадание в турбины опасно для летательного средства), судно следует выше уровня облаков (а значит, видимость хорошая и погодные условия практически не влияют). Помимо прочего, чем выше летит самолет, тем больше времени у экипажа для решения непредвиденных ситуаций.
Человеческий фактор при выборе оптимальной высоты полета
Оптимальный уровень полета зависит не только от технических характеристик. Ранее уже упоминалось, что такие величины, как эшелон перехода могут различаться в аэропортах разных стран. Высота полета может различаться в зависимости от направления движения судна (быть четной или нечетной).
Однако набор высоты также может быть продиктован самим пилотом при возникновении непредвиденных ситуаций (например, столкновении с зоной сильной турбулентности). Такие ситуации в идеале должны быть предусмотрены диспетчерской службой, однако случаются природные явления, развивающиеся слишком стремительно, чтобы спланировать столкновение с ними заблаговременно. И тогда все зависит от человеческого фактора: быстроты принятия решений пилотом и мастерства экипажа.
Самые высотные пассажирские самолеты
Самые высотные самолеты среди гражданских строились не для того, чтобы кого-то удивить. Набор высоты позволяет этим самолетам избегать штормов и следовать по воздушным коридорам, недоступным другим моделям. Среди самых высотных моделей выделяют следующие:
- Ту-154. Советский надежный пассажирский авиалайнер. Максимальная высота полета — 11 100 метров;
- Боинг 737. Самый массовый пассажирский борт за всю историю. Максимальная крейсерская высота — 11 300 м;
- А 380. Рекордсмен по максимальной высоте среди пассажирских воздушных судов: 13 115 м.
Таким образом, уровень следования пассажирских судов все равно значительно уступает техническим возможностям военных самолетов.
Рекорды высоты, достигаемые пассажирскими самолетами
Несмотря на то что высотные самолеты теоретически могут достигать больше 13 000 метров над землей, крейсерская высота пассажирских лайнеров практически никогда не превышает 12 000 метров. Это наиболее комфортный вариант для экипажа, пилота, пассажиров и самой техники: так она расходует наименьшее количество топлива и не подвергается преждевременному износу.
Однако авиастроение пыталось однажды «прыгнуть выше головы», выпустив сверхзвуковые пассажирские судна, способные побить рекорд высоты самолета гражданского назначения. Это были российский Ту-144 и французский Concorde. Они способны были перемещаться на уровне около 18 000 метров, а предельный показатель достигал 20 000 метров. Такие самолеты позволяли вдвое сократить время привычных воздушных маршрутов.
Однако эти машины были сняты с эксплуатации по ряду причин. Во-первых, они были сложны и дорого обходились в плане технического обслуживания. Во-вторых, в ходе использования этих машин случались инциденты, повлекшие за собой гибель многих людей. В связи с этим самолеты были признаны ненадежными и выведены из использования.
С какой высоты начинается невесомость?
Любители и профессионалы в сфере авиатехники наверняка знают, что при определенных условиях в самолете можно достичь невесомости. С какой высоты начинается невесомость? На какой высоте летает самолет, который способен на такое?
На самом деле, крейсерская высота не столь важна, когда речь идет о достижении невесомости. При определенных маневрах и обычный гражданский самолет может вызвать кратковременный эффект снижения гравитации, например, люди, которые часто летают самолетами, иногда могут заметить подобный эффект при заходе судна на посадку.
Длительный (до 40 секунд) эффект потери гравитации на самолете можно создать, если выполнить маневр по эллипсоидной траектории: резкий набор высоты, краткое выравнивание и затем резкий сброс. Такой маневр называется «провал в воздухе». С его помощью тренируются выдерживать перегрузки будущие космонавты.
Также есть специальные самолет, на которых выполняется по несколько сессий перегрузок за один полет. Они принадлежат космическим агентствам разных стран. Маневры на таких самолетах обычно находятся на высотах от 30 км.
На какой высоте летают истребители?
Крейсерская высота конкретного истребителя зависит не столько от его характеристик, сколько от поставленной военной задачи. Набор высоты происходит аналогично гражданским самолетам: эшелон перехода определяется согласно отправной точке, а затем меняется при пересечении границ воздушного пространства, чтобы избежать столкновения с другими судами в одном эшелоне.
Уровень полета истребителя зависит от его поколения. Сверхзвуковые воздушные судна, к которым относятся практически все современные истребители, обычно следуют на высоте 18–20 км. Однако высота полета может меняться, в зависимости от возможностей самолета. Например, в 1977 году был установлен мировой рекорд высоты, покоренной истребителем: Александр Федотов на МиГ-25 достиг отметки в 37650 метров.
Авиаперелет. Как справиться с перепадом давления и сменой часовых поясов
Но с этими напастями можно справиться, если к воздушному путешествию грамотно подготовиться.
В полете могут стать проблемой:
Перепады давления. Даже в самом комфортабельном самолете условия для человеческого организма близки к экстремальным. При полете на высоте 10–14 километров в пассажирском салоне поддерживается такое давление, как если бы вы находились на высоте от 1500 до 2500 метров, что неизбежно ведет к низкому насыщению крови кислородом. К тому же в салонах современных самолетов обычно поддерживается очень низкая влажность воздуха – от 10 до 20%.
Кому придется туго: в первую очередь пассажирам, страдающим сердечно-сосудистыми и бронхо-легочными хроническими заболеваниями.
Мучениями может обернуться авиаперелет и для больных острым и хроническим синуситом.
С заложенным носом садиться в самолет нельзя, иначе под влиянием перепадов давления можно заработать экссудативный средний отит, а в особо тяжелых случаях – даже разрыв барабанной перепонки. Особенно при снижении самолета.
Выход: перед тем как купить билет на самолет, проведите клиническое обследование, обращая особое внимание на функциональные возможности миокарда и ресурс легких (их жизненную емкость).
Если количество вдыхаемого воздуха и диффузионная способность легких составляют менее 50% от ожидаемых, с авиаперелетом лучше повременить.
Если лететь все же необходимо, запаситесь жизненно важными препаратами. Всем больным астмой (кроме самых легких случаев) следует взять с собой стероидные препараты для перорального приема в экстренных ситуациях. В других случаях может быть целесообразным во время полета использовать кислород.
Людям, страдающим острым или хроническим синуситом, следует взять с собой в полет аэрозоль противозастойного действия, способствующий уравниванию давления в пазухе. Полезно и опрыскивание полости носа физиологическим раствором ввиду низкой влажности воздуха в салоне.
Смена часовых поясов. Часовая акклиматизация – испытание нелегкое. Бессонница, головные боли, резь в желудке – вот лишь неполный перечень тех неприятностей, которые выпадают на долю тех, кому приходится пересекать один или несколько часовых поясов. Тяжелее всего приходится тем, кто совершает перелет на восток: в этом случае биологические часы человека значительно отстают от местного времени. Для того чтобы прийти в себя, организму в этом случае потребуется до трех-четырех недель.
Кому придется туго: больше всего от смены часовых поясов страдают больные воспалением легких, бронхиальной астмой, сердечными аритмиями, гипертонической и язвенной болезнью.
Выход: в случае перемещения с востока на запад вылетать лучше утренним рейсом. При этом от сна в самолете лучше воздержаться, приняв тонизирующее средство. Тогда вы сможете погрузиться в объятия Морфея вечером по местному времени.
Желательно также, чтобы между длительными авиаперелетами (туда и обратно) был двухнедельный перерыв – тогда вам будет легче оградить себя от неприятностей, связанных со сменой часовых поясов.
Нарушения венозного кровообращения. Многочасовое пребывание в положении сидя без движения приводит к увеличению гидростатического давления и замедлению кровотока в венах и даже его остановке (стазу).
В свою очередь застой крови в венах ног, вызванный длительной скованной позой или сжатием подколенной вены краем сиденья, может быть причиной отека и привести к развитию тромбоза глубоких вен, чреватого внезапной смертью от тромбоэмболии (закупорки легочной артерии) при отрыве тромба с «насиженного» места. Согласно международной статистике, каждый час в разных аэропортах мира таким образом уходит из жизни один человек.
Кому придется туго: страдающим варикозным расширением вен, людям с повышенной вязкостью крови, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Выход: для профилактики тромбообразования во время полета, наденьте компрессионный трикотаж (чулки гольфы или колготки), а также комфортную свободную одежду из натуральных материалов и удобную обувь.
Периодически меняйте положение тела или пройдитесь по салону самолета (каждые 30 минут), выбрав (если это возможно) место у прохода. Чаще пейте воду (но не алкогольные, газированные напитки или кофе).
Кинетоз – «воздушная болезнь».Она проявляется головокружением, бледностью, холодным потом, сонливостью, тошнотой, рвотой.
Кому придется туго: склонным к укачиванию, детям и пожилым.
Выход: примерно за 30 минут до полета примите препарат против укачивания. Восприимчивым к укачиванию людям также рекомендуется избегать избытка жидкости, газообразующей пищи и сидеть ближе к крылу самолета, если это возможно.
Система регулирования давления в салоне самолёта
В нашей статье мы расскажем вам о системе регулирования давления в салоне самолёта.
Прежде всего, давайте проведём небольшой эксперимент. Откачаем из вакуумной камеры воздух и поставим туда весы. На одну чашу положим шарик наполненный воздухом, а на другую шарик без воздуха. Чаша с шариком, заполненным воздухом, опустится вниз. Из этого мы приходим к выводу, что воздух имеет массу.
Система кондиционирования с клапаном регулировки давления
На земной поверхности тело испытывает давление равное 760 мм рт.ст. При таком давлении живые организмы получают необходимый им объём кислорода.
Толщина атмосферы 482 километра, Но основная масса молекул воздуха находится на высоте не более 670 метров. При наборе высоты эта масса уменьшается. Во время дыхания в наши лёгкие поступает уже меньше кислорода.
На высоте в 5486 метров атмосферное давление составляет 377 мм рт.ст. Это почти на половину меньше, чем на земной поверхности. В воздухе уже не достаточно кислорода, чтобы питать мозг. На этой высоте взрослый человек может находиться в активном сознании 20 – 30 минут.
Пассажирские самолёты летают на высоте 9 тыс. метров – 13 тыс. метров. На этих высотах атмосферное давление составляет 207 мм рт. ст. Если вы попытаетесь вздохнуть на этой высоте, то вы продержитесь в сознании не более одной минуты.
Для того, чтобы пассажиры комфортно чувствовали себя на больших высотах самолёты оснащены системой регулирования давления в кабине.
Зачем возиться с регулированием давления? Почему бы не летать на низких высотах?
Самолёты, разумеется, могут летать на высоте ниже 3 тыс. метров, где атмосферное давление близко к земному — 517 мм рт.ст. Но что делать, если нужно облететь высокие горы или грозовой фронт? Кроме того, путевая скорость[1] самолёта на малых высотах ниже.
Как работает система регулирования давления?
Корпус самолёта (фюзеляж) представляет собой длинную трубку, которая способна выдерживать перепад давления воздуха в кабине и наружного давления атмосферы. Возьмём пластиковую бутылку из-под лимонада и закроем её крышкой. Когда самолёт наберёт высоту давление в бутылке останется прежним. Проделать этот же трюк с фюзеляжем мы не сможем. А если даже и могли, то пассажиры бы очень быстро израсходовали весь кислород. А ещё, только вообразите, какой отвратительный запах был бы в салоне во время долгого перелёта!
Для того, чтобы решить эту проблему система регулирования давления с периодичностью две-три минуты закачивает в салон свежий и чистый воздух. Регулирование давления и стравливание грязного воздуха происходит через специальный агрегат – выходной клапан. Он размером с портфель и находится снизу или сбоку в хвостовой части самолёта. Очень часто большие самолёты оснащены двумя такими клапанами. Если необходимо повысить давление в салоне, клапан закрывается. Для того, чтобы понизить давление в салоне клапан открывается.
Система регулирования давления обеспечивает в салоне давление равное 569 – 620 мм рт.ст. Почему в салон нельзя поддерживать давление в 760 мм рт.ст.? Самолёт может выдержать строго определённый предел перепада давления воздуха в салоне и за бортом. Превышение этого предела приведёт к разрушению самолёта.
Можно построить самолёт, в котором давление воздуха будет соответствовать земному атмосферному давлению. Для этого необходимо сделать его фюзеляж из материалов более высокой прочности. Но это приведёт к утяжелению веса машины
[1] Путевая скорость – скорость летательного аппарата относительно земной поверхности. На её величину влияет ветер, который увеличивает или уменьшает скорость движения летательного аппарата относительно земной поверхности.Давление на высоте полета самолета
Отдохни на нашем сайте
Странички на заметку
Система автоматического регулирования давления (САРД)
Как уже говорилось в http://gendilana.ru/kond.html , система АРД предназначена для автоматического поддержания давления воздуха в гермокабине самолёта, обеспечивая тем самым, нормальную жизнедеятельность экипажа и пассажиров, находящихся в ней, при полёте самолёта на высотах более 3000 метров. Основной принцип работы САРД, это стравливание воздуха из гермокабины по определённому закону.
Наддув гермокабины воздухом осуществляется системой вентиляции и обогрева. На странице http://gendilana.ru/kond.html , уже говорилось, как работает эта система.
Как же работает САРД?
Начнём с того, что атмосфера земли с поднятием на высоту, становится всё более разряжённой, это всем известно из школьного курса. Современные самолёты летают на высотах порядка 10000 — 12000 метров, давление атмосферы здесь в 3 — 4 раза ниже, чем у земли. Чтобы человек мог нормально себя чувствовать на таких высотах и создана система АРД.
Перед вылетом самолёта, экипаж устанавливает на специальном командном агрегате системы АРД давление аэропорта вылета.(см.рис1) На этом агрегате, также заранее, установлены ещё два параметра, это перепад давления воздуха в кабине и наружного давления атмосферы, а также скорость изменения давления внутри гермокабины самолёта.
После взлёта самолёта, экипаж включает отбор воздуха от двигателей на наддув салона, тем самым обеспечивая себя и пассажиров воздухом с нормальным давлением и температурой. Температура поддерживается системой СКВ, а вот давление регулируется системой САРД, путём стравливания воздуха из гермокабины в атмосферу через специальные исполнительные агрегаты — выпускные клапаны.
Для более равномерного стравливания воздуха из гермокабины, на самолёте устанавливаются три выпускных клапана, один спереди, один по середине и один в хвостовой части фюзеляжа.
Выпуск воздуха через выпускные клапаны(см.рис1) осуществляется таким образом, чтобы обеспечить постоянный заданный перепад давления воздуха в салоне и за бортом самолёта. Чтобы пассажиры не чувствовали дискомфорта от постоянного изменения давления в салоне, на командном агрегате задан параметр «скорость изменения давления», который составляет 0,18мм.рт.ст/сек.
И значение перепада
0,57 — 0,63кг/см 2 и значение скорости изменения в салоне регулируются на стенде в заводских условиях и в эксплуатации они не регулируются, а лишь проверяются на соответствие эксплуатационным нормам.
Разберём по подробней значение перепада давления, почему он находится именно в этих пределах 0,57 — 0,63кг/см 2
Дело в том, что это прочностной параметр, и для каждого самолёта он свой. Для Ту-134, это 0,57кг/см 2 , для Як-42 — 0,6кг/см 2 , для Ил-62 — 0,63кг/см 2 . Фактически этот параметр определяет, на сколько прочен фюзеляж самолёта. Ну вот представьте, если площадь входной двери самолёта
1,2 — 1,5м 2 , это значит 12000 — 15000см 2 , и каждый квадратный сантиметр испытывает давление с усилием 0,57кг, то на всю дверь давит давление 7 — 9тонн, коментарии, как говорится, излишние. Можно представить, какое давление распирает фюзеляж самолёта в полёте. Такие давления фюзеляж начинает испытывать на высотах свыше 3000метров.
При взлёте самолёта, у самой земли, давление в салоне равно земному, перепад равен нулю. В наборе высоты происходит следующее (на разных самолётах по разному)
Вариант 1, давление аэропорта в салоне самолёта сохраняется постоянным до высоты 2700метров, после чего, постепенно «высота в кабине» начинает рости. На этой высоте перепад достигает значения 0,57кг/см 2 . Теперь, чтобы он оставался постоянным, необходимо, чтобы давление в салоне опускалось вместе с атмосферным давлением. Т.О. при достижении «потолка», заданного эшелона, давление внутри гермокабины будет таким же, как на высоте 2,7км. Дальнейший подъём самолёта, может быть печальным для пассажиров, потому что высота в кабине будет свыше 3000метров, на такой высоте может начаться кислородное голодание.
Вариант 2, На других самолётах «высота в кабине» начинает рости сразу после взлёта, и на высоте
3000 метров, перепад составляет
0,6кг/см 2 . Подробно это видно из графиков, суть остаётся той же самой, как и в первом варианте.(см.рис2).
Где
1. Падение давления в кабине с подъёмом на высоту (высота в кабине)
2. Падение атмосферного давления с высотой.
3. Перепад.
4. Расчётный, максимальный перепад.
Если Вы летали на самолёте, то наверное чуствовали, как c поднятием на высоту, или при снижении с эшелона закладывает уши. Это происходит из-за того, что система САРД находится в постоянном перенастроечном состоянии, пытаясь удержать все параметры в заданных значениях. На эшелоне, когда высота постоянная, стабилизируются и настроенные параметры, система успокаивается и изменение её параметров не так чувствительно для человека. Если кто-то иногда испытывал «хлопок по ушам«, когда все пассажиры, как по команде подпрыгивают на своих креслах, то это явный сбой системы АРД, скачкообразное изменение давления в салоне. После посадки «шабашка» для технической службы авиакомпании.
Перед посадкой самолёта, диспетчер аэропорта прилёта сообщает экипажу давление атмосферы аэропорта прибытия. Экипаж, в свою очередь, выставляет на командном агрегате системы АРД это давление. Для чего это делается, наверное догадались. Если этого не сделать, то САРД оставит внутри салона давление аэропорта вылета. А это значит, что вы или не откроете входную дверь, или наоборот,её вышибет давлением при открытии замка двери. Это зависит от того, в каком аэропорту выше атмосферное давление и от того, куда открывается дверь, наружу или во внутрь.
Ну вот наверное и всё для любознательных. Надеюсь удовлетворил Ваше любопытство. Теперь летя на самолёте, Вы сами сможете понять какие процессы вокруг Вас происходят. Скажу лишь, что САРД, как и любая самолётная система имеет дублирующую систему, которая включается при отказе основной, работает она точно также, но параметры её могут быть другими.
Если у Вас возникнут вопросы, добро пожаловать на форум , или в форму обратной связи
Можно ли летать в самолете с повышенным давлением и что делать, если случился приступ
Авиаперелеты могут влиять на состояние человека. Многие испытывают страх, и дискомфорт. Можно ли летать с давлением и как вести себя при гипертонии?
Долгожданный отпуск и перелет в теплую страну для отдыха — замечательное событие. Чтобы сохранить свое здоровье и избежать риски, важно задаться вопросом повышается или понижается давление человека в самолете?
Гипертоникам и людям, страдающим периодическим его повышением, надо быть осторожнее с авиаперелетами!
В большинстве случаев даже у здоровых пассажиров в самолете начинает подниматься артериальное давление.
При этом могут быть появиться тревожные симптомы. Например, боль в сердце, головокружение, тошнота и т.д.
Лучше перед авиаполетом ознакомиться с рекомендациями, которые помогут пережить эти моменты без вреда для организма.
Причины гипертонического криза
Почему повышается артериальное давление человека в самолете? Во время подъема авиалайнера в высоту, кислорода в воздухе становится меньше! Часто при этом возникают неприятные симптомы для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кроме того, на подсознательном уровне появляется волнение, которое является причиной изменения кровообращения в организме.
Неприятные симптомы
Даже здоровые люди ощущают изменения во время взлета и приземления, и каждый организм реагирует на это по-своему.
На высоте могут появиться следующие симптомы:
- головная боль;
- тошнота и даже рвота;
- практически у всех закладывает уши;
- боль в висках и затылочной части;
- боли в сердце, зачастую схваткообразные;
- страхи и панические атаки;
- лицо и шея могут покраснеть;
- потоотделение в повышенной степени.
Все эти неприятные признаки характерны для гипертоников, но некоторые из них проявляются и у здоровых людей. Чаще это реакция организма на изменение влажности воздуха и атмосферного давления.
Можно или нельзя летать гипертоникам
Если не удается контролировать уровень артериального давления или оно находится на критических значениях, то полет запрещен. В случае когда признаки гипертонического криза легко копируются назначенными препаратами, а пациент не подвержен паническим атакам — перелет воздушным транспортом допустим!
Для людей, страдающих стойкой гипертензией, авиаперелеты могут быть очень опасны! В худших случаях возможно возникновение инфаркта или инсульта. Также есть вероятность отека легких и появления гипертонического криза или других патологий, связанных с сердечно-сосудистой деятельностью.
Для тех, кто уже когда-то перенес инфаркт, обязательно нужна будет дополнительная кислородная ингаляция. В воздушном транспорте имеются специальные подушки с кислородом, которые помогут привести дыхание в норму. Если же помощь пациенту не будет оказана, то это может грозить серьезными осложнениями.
Врачи кардиологи часто не рекомендуют авиаперелеты пациентам с тяжелыми заболеваниями сердца и сосудов. Если это крайняя необходимость, тогда нужно принять все возможные меры, чтобы помочь организму пережить долгожданную поездку.
Что делать, если случился криз
В любом самолете имеется аптечка для оказания первой медицинской помощи!
Для гипертоников обязательно нужны кислородные ингаляции! Перед перелетом не забудьте уточнить, имеются ли специальные подушки с кислородом на борту. Если их не окажется у данной авиакомпании, закажите для себя одну заранее.
Пациент с повышенным давлением в любом случае должен брать с собой в полет аптечку с необходимыми лекарствами (капатен, валидол, корвалол, валериана).
В худшем случае самолет может приземлиться в ближайшем аэропорту, где будет оказана помощь квалифицированными врачами.
Советы для профилактики
Перед тем, как отправиться в путь, проверьте аптечку и обязательно примите таблетку валидола. Чтобы предотвратить возможное укачивание, заранее приобретите препарат, предотвращающий это явление. Лучше перед рейсом посетить своего врача для консультации и инструкции.
Постарайтесь не есть еду, которая вызывает вздутие и газы и не пейте алкоголь.
По возможности наденьте подходящую одежду, которая предотвратит образование тромбов. Это могут быть компрессионные чулки или колготки. Обувь должна быть комфортной.
При взлете и посадке лучше включить музыку и закрыть глаза
Смена часовых поясов тоже может повлиять на организм негативным образом! Для тех, кто летит в западном направлении (с востока), рейс лучше всего подобрать в утреннее время. Если с запада на восток, то наоборот — на вечер.
Не забудьте обследоваться перед полетом, чтобы проверить свои легкие и их емкость.
Уточните у своего врача: можно ли с вашим давлением летать или лучше не рисковать. Возможно, авиаперелет лучше отложить на некоторое время, пока состояние здоровья не улучшится. Это касается в первую очередь тех, кто планирует длительный перелет.
Противопоказания
Авиаперевозки могут быть очень опасными для людей, если у них имеются проблемы с сердечнососудистой деятельностью, заложенностью носа (синусит и другие ЛОР-заболевания), проблемами с желудком и т.д.
Для некоторых пассажиров полет на самолете может быть противопоказан, во избежание летального исхода или серьезного осложнения.
Заболевания, при которых авиаперелеты очень опасны:
- стенокардия;
- внутричерепное АД;
- заболевания легких в хронической форме (воспаления легких, бронхиальная астма и т.д.);
- если имеются тромбы, нарушения венозного кровообращения или сильное варикозное расширение вен;
- когда уже была перенесена когда-то операция на сердце;
- если был перенесен инфаркт или гипертонический криз;
- при синусите (остром и хроническом) также опасно лететь, но можно запастись необходимыми лекарствами, если перелет является необходимой мерой;
- во время беременности также нужно быть очень осторожным, особенно если поздние сроки (после 35 недели).
Для пожилых людей полет возможен в том случае, когда не имеется серьезных проблем со здоровьем. Но нужно будет позаботиться о препаратах, предотвращающих укачивания (это же касается и детей).
Подведя итог, можно повторить! Для гипертоников, чье заболевание уже в тяжелой форме, от полетов на самолете лучше отказаться. Если гипертензия протекает в легкой форме, необходимо самостоятельно позаботиться об аптечке и кислородных ингаляциях. Длительные рейсы крайне нежелательны для всех, кто страдает сердечными заболеваниями.
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА
Автор статьи Иванова Светлана Анатольевна, врач-терапевт