Измерение атмосферного давления урок

Конспект урока по физике в 7 классе «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Урок сопровождается показом слайдов презентации «Измерение атмосферного давления», интересными опытами и видеофрагментом «Опыт Торричелли».

Предварительный просмотр:

МКОУ «Покровская основная общеобразовательная школа»

Урок физики в 7 классе по теме:

«Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»

Учитель физики Соловьёва Н.И.

1) раскрыть явления, подтверждающие существование атмосферного давления;

2) познакомить учащихся с примером определения атмосферного давления, раскрыть физическое содержание опыта Торричелли;

3) изучить работу и устройство барометра-анероида;

4) научить определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида.

Развивать у учащихся логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к физике и технике.

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, т.к.самочувствие человека у многих людей зависит от изменения атмосферного давления

Оборудование: стакан, вода, листы бумаги, набор стеклянной посуды, ливер, шприц, барометр-анероид, Магдебургские полушария, насос, «картезианский водолаз»; презентация «Измерение атмосферного давления», видеофрагмент «Опыт Торричелли».

2. Проверка сформированности учебных действий.

3. Объяснение нового материала.

4. Обучающая самостоятельная работа.

5. Закрепление изученного материала.

6. Подведение итогов и выставление оценок.

7. Домашнее задание.

  1. Оргмомент (2 мин.) – Приветствие. Постановка задачи.

Сегодня мы продолжаем изучать атмосферное давление. С изменением атмосферного давления связаны изменения погоды. У некоторых метеочувствительных людей с изменением атмосферного давления ухудшается самочувствие. Большое практическое значение имеет умение измерять атмосферное давление. Этому мы с вами и будем учиться.

  1. Проверка сформированности учебных действий по темам «Атмосферное давление», «Давление в жидкости и газе» (15 мин).

Сначала давайте вспомним:

  • Что же такое атмосфера и атмосферное давление?
  • Почему существует воздушная оболочка Земли?

На основе имеющихся знаний докажите существование атмосферного давления опытным путём.

Демонстрация опыта «Картезианский водолаз». Объяснение учащимися.

— От чего зависит давление, оказываемое жидкостями и газами? Запишите формулу.

  • В каких единицах измеряется давление?

Практическая работа «Определение давления воды на дно сосуда»

Вопрос : Почему одинаковое количество воды оказывает различное давление на дно сосудов? (В разных сосудах высота воды различна).

  1. Объяснение нового материала (15 мин).

В начале урока мы поставили себе задачу – научиться измерять атмосферное давление. Слайд 1. Можем ли мы вычислить его по формуле p= ρ ж gh? Почему? (Определённой границы у атмосферы нет, и плотность воздуха на разной высоте различна).

Но тем не менее способ измерения атмосферного давления был придуман ещё в XVII веке итальянским учёным, физиком и математиком Эванджелиста Торричелли.

Слайд 2. Биография Торричелли.

Родился Торричелли 15 октября 1608 г. Воспитанием его занимался его дядя, который был монахом. А на образование учёного большое влияние оказал Галилео Галилей. Учёный являлся одним из создателей жидкостного термометра. Он первым объяснил существование ветра изменениями атмосферного давления. Многие труды Торричелли так и остались неопубликованными. Наиболее известным экспериментальным исследованием Торричелли являются его опыты по измерению атм. давления. Прежде, чем перейти к опыту Торричелли, объясним следующее явление:

Я возьму стеклянную трубку, запаянную с одной стороны. Заполню её всю водой. Закрою отверстие трубки, переверну её и опущу открытым концом в чашу с водой. Почему вода не выливается? (p a >p в ). Как же сделать так, чтобы давление жидкости внутри трубки сравнялось с атм. давлением? Гениальность Торричелли состоит в том, что вместо воды он взят более плотную жидкость – ртуть. Видеофрагмент . Слайд 3 . Высота столба ртути в опыте Торричелли примерно была равна 760мм.

Объяснение опыта: Атмосфера давит на поверхность ртути в чаше. Давление столба ртути в трубке сначала было больше атмосферного. Поэтому ртуть стала выливаться. Она выливалась до тех пор, пока атмосферное давление не стало равно давлению столба ртути на уровне поверхности ртути в чаше. Если к трубке со ртутью прикрепить шкалу в мм, то получится простейший ртутный барометр – для измерения атм. давления.

p a =p р = 760 мм рт. ст.

p a =p р = ρ ж gh=13600кг/м 3 ⋅9,8кг/м 3 ⋅0, 76м=101292,8Па≈101300Па=1013Па

760мм рт. ст. ≈ 1013гПа

Наблюдая ежедневно за высотой ртутного столба, Торричелли обнаружил, что эта высота меняется. С увеличением атм. давления высота ртути в трубке увеличивается, с понижением давления – уменьшается.

Как перевести в Па, например, 740мм рт. ст.?

1мм рт. ст. = 13600кг/м 3 ⋅9,8кг/м 3 ⋅0,001м=133,28Па≈133,3Па

740мм рт. ст. = 740⋅133,3Па=98642Па≈986гПа

4. Обучающая самостоятельная работа. (5 мин.)

Удобно измерять атм. давление с помощью такого барометра? (Пары ртути ядовиты…). В настоящее время для измерения атм. давления используют безжидкостный барометр – барометр-анероид . Принцип действия этого прибора прочитайте самостоятельно в учебнике на стр. 105. Найдите описанные части прибора на модели.

Вопросы к учащимся:

  • Что является основной частью барометра-анероида?
  • В чём заключается принцип действия барометра?
  • В каких единицах проградуированы шкалы барометра?
  • Определите атм. давление в настоящее время.

5. Закрепление изученного материала (6 мин).

Хотя мы и не чувствуем действия атм. давления (организм человека приспособлен к его действию), на самом деле его действие велико. Мы с вами сейчас в этом убедимся. ( Опыт с Магдебургскими полушариями ).

В 1654г, спустя 11 лет после открытия Торричелли, действие атм. давления было наглядно показано магдебургским бургомистром Отто фон Герике. Он взял два медных полушария, соединил их, выкачал воздух из образованного шара. Чтобы разъединить полушария, Герике приказал запрячь две восьмёрки лошадей. Слайд 4 . Лошади не смогли разъединить полушария. Этот эксперимент произвёл огромное впечатление на жителей города. В городе поставлена композиция, символизирующая проведённый эксперимент, а также памятник своему бургомистру Отто фон Герику. Слайд 5, Слайд 6 . Попробуем и мы повторить опыт, но только без лошадей.

Что же мешает разъединить полушария?

Почувствовали силу атм. давления?

6. Подведение итогов и выставление оценок. (1мин).

7. Домашнее задание. (2мин) Слайд 7.

Какой высоты нужно взять трубку, чтобы можно было бы с её помощью измерять атмосферное давление, но не ртутным барометром, а водяным?

Технологическая карта урока «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли».

Технологическая карта урока по физике в 7 классе по теме «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли» составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №2 г. Нелидово Тверской области

Номинация: разработка урока

Автор: Крылова Надежда Васильевна

Название работы: урок по физике в 7 классе по теме: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли»

Технологическая карта урока физики 7 класса.

Тема: «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли».

Цель урока: Выяснить способы измерения атмосферного давления, понять суть опыта Торричелли.

Предметные УУД: ученик демонстрирует понимание смысла термина «атмосферное давление», физического содержания опыта Торричелли, умеет производить расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы.

Познавательные УУД: ученик демонстрирует умение находить необходимую информацию, строить речевые высказывания, выполнять основные мыслительные операции анализа и сравнения.

Регулятивные УУД: ученик демонстрирует умение планировать свою работу с учетом конечного результата, стимулировать исследовательскую деятельность.

Коммуникативные УУД: ученик демонстрирует умение работать в парах, слушать партнера и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Личностные УУД.: ученик демонстрирует интерес к новому учебному материалу; высказывает собственные суждения и дает им обоснования.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, коллективная, индивидуальная.

Межпредметные связи: история, география, математика.

Необходимое техническое оборудование: Плазменная панель, компьютер.

Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок!

Кто готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Готовность к уроку

Создание благоприятного психологического настроя на работу

2.Обозначение темы урока.

Читать еще:  Изменение формы эритроцитов

3.Постановка учебной задачи.

1.Заполните карту ответов.

Что такое атмосфера?

Какие газы входят в состав атмосферы?

Что такое атмосферное давление?

Почему атмосферное давление на разных высотах различно?

Как можно вычислить вес воздуха?

2.Вследствии чего создается атмосферное давление?

3. А можно ли рассчитать атмосферное давление?

Рассчитать атмосферное давление по формуле для вычисления давления столба жидкости нельзя. Так как у атмосферы определенной границы нет, также плотность воздуха на разной высоте различна. Однако измерить атмосферное давление можно опытным путем

Воздушная оболочка, окружающая Землю.

Азот — 78%, кислород — 21%, аргон и другие газы — 1%.

С высотой плотность воздуха изменяется.

По формуле P=mg, m=ρV (взаимопроверка в парах)

2.Атмосферное давление создается вследствие действия силы тяжести -верхние слои атмосферы давят на нижние слои. Воздушный слой, прилегающий к земле испытывает наибольшее давление.

3.Ребята предлагают варианты.

Записывают тему урока в тетрадь.

Мотивация учения, принятие целей урока

Открытие нового знания

1. Опыт, помогающий определить атмосферное давление, был предложен

В 1643 году итальянским ученым

Учащийся делает сообщение по теме: «Опыт Торричелли».

Флорентийские ученые наблюдали интересное явление при сооружении фонтанов во Флоренции. Засасываемая вода «отказывалась» подниматься выше 34 футов т. е 10 м. Почему?

1.Если давление ртути в трубке больше атмосферного, то часть ртути в трубке выливается в чашу, до тех пор, пока не установится давление равное атмосферному.

2. Если давление ртути в трубке меньше атмосферного, то высота столба ртути в трубке поднимается, до тех пор, пока не установится давление равное атмосферному.

3.Высота столба ртути не зависит от угла наклона трубки.

4. Высота столба ртути равна 760 мм.

5. Значение атмосферного давления, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 0 С, называют нормальным атмосферным давлением.

6. При подъеме в среднем на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм.рт.ст.

7.Единица атмосферного давления:

1 мм.рт.ст. = 133,3 Па

Осознанность изучения темы, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы.

Включение нового содержания в систему знаний

1.Применение полученных знаний.

1.Ответим на вопрос Флорентийских ученых.

2.Решим задачу: Площадь поверхности стола 1,5 м 2 . С какой силой на эту поверхность давит воздух при нормальном атмосферном давлении.

3. Решим задачу: Упр.21(2). Вычислите силу, сжимающую полушария, если считать, что она действует на площадь, равную2800 см 2 , а атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст.

4.Ответьте на вопросы:

а)Почему нельзя рассчитывать давление воздуха также, как и давление жидкости на дно сосуда?

б) Что означает запись «Атмосферное давление равно 760 мм.рт.ст.»?

в) Как будет меняться высота столба ртути в опыте Торричелли в зависимости от высоты над уровнем моря?

Вода выше не поднималась т. к давление воды высотой 10 м, равно атмосферному давлению.

(Решают задачу используя формулу гидростатического давления. Затем сравнивают давление воды и значение атмосферного давления)

Составление алгоритма решения задачи:

Давление определяем по формуле

р =F/S. F=S×р. р=760мм.рт.ст.=760×133,3=101308 Па

Составление алгоритма решения задачи:

Давление определяем по формуле р=F/S. F=S×р. р=760мм.рт.ст.=760×133,3=101308 Па

F=101308 Па×0,28 м 2 = 28366,24Н.

Отвечают на поставленные вопросы.

Умение решать задачи по алгоритму, выявлять качество и уровень усвоения знаний и способов действий.

Измерение атмосферного давления

Физика, 7 класс, Перышкин

Измерение атмосферного давления.

Опыт Торричелли

Изучение принципа действия ртутного барометра

Изучение способов измерения атмосферного давления.

Формирование умения вычислять атмосферное давление, в т.ч. на различных высотах.

Развитие коммуникативных навыков при организации самостоятельной работы, работы в парах и группах, публичном выступлении.

Планируемые результаты обучения

  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • Нравственно-этическое оценивание

Определение базовых предметных понятий атмосферное давление и способы его измерения, ртутный барометр и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового

  • Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.
  • Коммуникативные: умение детей работа в парах; умение детей работать в группах; умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать
  • Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.

    Просмотр содержимого документа
    «Измерение атмосферного давления »

    Урок физики «Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли» 7 класс

    Автор: Шепелина Светлана Леонидовна,учитель физики ГБОУ «Чистопольская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Кузьмина Сергея Евдокимовича»

    Технологическая карта конструирования урока
    в системно — деятельностном подходе

    Предмет, класс , УМК

    Физика, 7 класс, Перышкин

    Измерение атмосферного давления.

    Изучение принципа действия ртутного барометра

    Изучение способов измерения атмосферного давления.

    Формирование умения вычислять атмосферное давление, в т.ч. на различных высотах.

    Развитие коммуникативных навыков при организации самостоятельной работы, работы в парах и группах, публичном выступлении.

    Планируемые результаты обучения

    Определение базовых предметных понятий атмосферное давление и способы его измерения, ртутный барометр и общих способов действий, на основе которых осуществляется изучение нового

    Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка.

    Коммуникативные: умение детей работа в парах; умение детей работать в группах; умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать

    Познавательные: логические действия, работа с информацией, формирование ИКТ-компетентности.

    Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

    Прибор для демонстрации атмосферного давления, компьютер, проектор, интерактивная доска

    Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности

    Обеспечить готовность к уроку

    Произвести мотивацию учащихся на изучение нового материала

    Методы и приемы работы

    Эмоциональный настрой на урок

    Отвечают на вопрос — индуктор

    Ребята вы давно были в цирке? Я хочу вам сегодня показать несколько фокусов. Посмотрите фокусы и найдите общее между фокусами, которые я вам продемонстрирую.

    Фокусы: яйцо втягивается в банку, вода не выливается из перевернутого стакана.

    Как вы думаете , о каком физическом явлении идет речь?

    Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

    Сегодня мы научимся оценивать величину действия воздушного океана на окружающие тела

    Умение подготовиться к восприятию нового материала,

    Устанавливать целевые приоритеты

    Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

    Подготовить к восприятию нового материала

    Повторить основное понятие темы: атмосферное давление

    Организовать взаимодействие учащихся с целью активизации их деятельности

    Методы и приемы работы

    Взаимоопрос с последующей проверкой

    Учащиеся делятся на группы и отвечают на вопросы, заполняя карту ответов:

    1.Что такое атмосферное давление?

    2.Как называется воздушная оболочка, окружающая Землю?

    а) литосфера б) гидросфера в) атмосфера г) биосфера

    3.На какую высоту простирается атмосфера ?

    а) до 5 км б) до 10 км в) до 50 км

    г) четкой границы у атмосферы нет

    4.Как рассчитать давление внутри жидкости?

    а) p = F /S б) p = ρgh в) P = mg г) среди ответов нет верного

    5. Внутри жидкости на одном и том же уровне давление… а) одинаково по всем направлениям.

    б) различно по всем направлениям в) пока неизвестно

    6. Можно ли рассчитать атмосферное давление по формуле p = ρgh .

    2.После коллективной проверки в группах оценивается степень вклада каждого в работу над заданием и правильность выполнения, выставляются оценки в группах и карты ответов сдаются

    Осуществляет коллективную проверку с использованием ПК и проектора

    Давать определение понятиям

    Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации

    Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания

    Подготовить учащихся к решению проблемной задачи

    Методы и приемы работы

    Групповая работа с классом

    Отвечают на вопросы:

    Замечаем ли мы действие атмосферного давления на окружающие нас тела?

    В чем оно проявляется?

    Оцените величину атмосферного давления. Как это можно сделать?

    Как чем основаны действия в приборах?

    Объясняют назначение и принцип действия предложенных приборов.

    Обсуждают результаты опытов и приходят к вопросу о необходимости измерения величины атмосферного давления

    Настраивает учащихся на выполнения работы с приборами атмосферного давления

    Великий Аристотель говорил – сначала собирать факты, и только после этого связывать их мыслью. Давайте прислушаемся к его совету. На столах у вас есть стаканы с водой, пипетка, шприц, стеклянная трубка, медицинская банка ,ливер, вешалка-присоска. Подумайте и проделайте возможные эксперименты с этими предметами. То, что вы наблюдаете – заполните таблицу.

    Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

    Отображать в речи (описание, объяснение)содержание совершаемых действий

    Осуществлять преобразование практической задачи в познавательную

    Этап 4. Открытие нового знания

    Вычислять атмосферное давление

    Объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли

    Наблюдать опыты по измерению атмосферного давления, делать выводы

    Методы и приемы работы

    Решение проблемной задачи

    Демонстрация опыта и компьютерной модели

    Решение проблемной задачи (делится класс на 4 группы): Предложите способы измерения атмосферного давления (1,5 мин)

    Представление результатов работы в группах (по 1 мин)

    Координирует деятельность групп при обсуждении

    Производит контроль времени при представлении работы групп

    Объясняет новый материал с использованием ЦОР

    Имя Торричелли навсегда вошла в историю физики как имя человека, впервые доказавшего существование атмосферного давления и сконструировавшего первый барометр – прибор для измерения атмосферного давления.

    До середины 17 века считалось неприемлемым утверждение древнегреческого ученого Аристотеля о том, что вода поднимается поршнем насоса потому, что природа не терпит пустоты.

    Однако при сооружении фонтанов во Флоренции (1678, г герцог Тосканский) обнаружилось, что засасываемая вода не желает подниматься выше 10,3 м.

    Недоумевающие строители обратились за помощью Галилею, который сострил, что, вероятно, природа перестоит бояться пустоты на высоте более 34 футов, но все же предложил разобраться в этом своему ученику Торричелли. Поиски причин упрямства воды и опыта с более тяжелой жидкости – ртутью, принятые в 1643 году Торричелли привели к открытию атмосферного давления.

    Стеклянную трубочку, длиной 1 м, запаянную с одного конца, наполняют доверху ртутью. Затем, плотно закрыв отверстие пальцем, трубочку поворачивают и опускают в чашу с ртутью. После этого палец убирают. Ртуть из трубки начинает выливаться, но не вся!

    Осмысливая результаты эксперимента, Торричелли делает 2 вывода: в пространстве над ртутью в трубке нет воздуха (позже его назовут «торричеллиевой пустотой»), а ртуть не выливается из трубки обратно в сосуд потому, что атмосферный воздух давит на поверхность ртути в сосуде.

    Зная высоту столба и плотность жидкости, можно определить величину давления атмосферы. Таким образом, из опыта Торричелли родилась метеорология.

    В конце 1646 г молва об удивительных опытах Торричелли докатилось до французского города Руана, где в то время жил французский физик Блез Паскаль. Паскаль повторяет опыты Торричелли не только с ртутью, но и с маслом и с водой, красным вином, для чего потребовалось бочки, вместо чашек и трубки длиной 15 м. Эти эффектные опыты проводилось прямо на улицах Руаны, радуя жителей.

    Паскаль осмелился верить, что в трубке Торричелли действительно есть пустота. И ищет этому доказательство. Для этого он инициирует опыты у подножья и на вершины горы Пюи – де Дом.

    Эксперимент был проведен в 1648 г. и было доказано что при подъеме давление уменьшается. На каждые 12 м подъема давление уменьшается на 11 мм. Но на больших высотах это закономерность нарушается..

    Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

    Выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий

    Уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками

    Отображать в речи (описание, объяснение)содержание совершаемых действий

    Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

    Осуществлять преобразование практической задачи в познавательную

    Этап 5. Первичное закрепление

    Измерение атмосферного давления

    Технологическая карта урока по теме Измерение атмосферного давления,обьяснение опыта Торричели.

    Просмотр содержимого документа
    «Измерение атмосферного давления»

    У р о к ______ ИЗМЕРЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ. ОПЫТ ТОРРИЧЕЛЛИ

    Тип урока: урок постановки учебной задачи

    Задачи: обеспечить усвоение знаний об измерении атмосферного давления; формировать умение с помощью опытов доказывать существование атмо-
    сферного давления .

    Предметные: научатся вы-
    числять атмосферное давление;
    объяснять измерение атмосфер-
    ного давления с помощью труб-
    ки Торричелли

    познавательные — самостоятельно приобретать новые знания; анализировать
    информацию, обобщать и делать вывод; самостоятельно проводить опыты
    и эксперименты;

    регулятивные — принимать познавательную цель и сохранять ее при выполне-
    нии учебных действий; определять последовательность промежуточных целей;
    коммуникативные — уметь с помощью вопросов добывать недостающую ин-
    формацию; описывать содержание совершаемых действий и давать им оценку

    Личностные: проявление убеж-
    денности в возможности Познания
    природы, в необходимости различ-
    ного использования достижений
    науки и технологии для дальней-
    шего развития человеческого об- .
    щества, уважения к творцам науки
    и техники

    Образовательные ресурсы и оборудывание: использ. Интерактивной доски , стакан с водой,,лист бумаги ,наглядные материалы.

    Организационная структура урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающегося
    (осуществляемые действия)

    Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
    Создание в классе атмосферы психологического ком-
    форта.

    Рада вас приветствовать на уроке физики!

    Сегодня мне нужна ваша помощь. Кто хочет мне по-
    мочь?

    Я уверен, что мы с вами справимся с любыми трудно-
    стями!

    Настраиваются на учебную деятельность.
    Концентрация внимания на работе на уроке.
    Прием «Я контролирую свои мысли».

    Я на уроке . физики.

    Я сосредоточиваюсь на изучении физики.

    Мне нужно перестать думать о .

    Мои мысли только о физике .

    Орг. проверку д/з в парах.

    Организовать анализ решения трудных заданий (заданий
    повышенного уровня).

    Задание. Чтобы вдохнуть воздух, человек при помощи
    мышц расширяет грудную клетку. Почему воздух входит
    при этом в легкие? Как происходит выдох?

    Проверяют домашнее задание у соседа по парте. Фик-
    сируют найденные ошибки. Оценивают домашнюю ра-
    боту одноклассников.

    Решают задание повышенного уровня.

    Решение. При вдохе увеличивается объем легких,
    давление внутри легких уменьшается, становится
    меньше атмосферного, и воздух под действием атмо-
    сферного давления поступает внутрь легких. При выдо-
    хе все наоборот

    Уметь оценивать
    достижения дру-
    гих людей

    III. Актуали-
    зация знаний
    и жизненного
    опыта уча-
    щихся.
    Постановка
    учебной за-
    дачи

    Предлагается учащимся объяснить, что такое атмо-
    сферное давление.

    Вопрос запуска постановки учебной задачи:

    Можете ли вы измерить атмосферное давление?
    Формулирует учебную задачу:

    Узнать об измерении атмосферного давления

    Воплощаются в «учителя» и на момент пояснения вы-
    полняют его функции

    Осознают важность решения поставленной учебной
    задачи

    Развивать навы-
    ки целепола-
    гания

    IV. Сообще-
    ние темы. По-
    становка цели
    и задач урока

    Сообщается тему урока.

    Организовывает совместное с учащимися формулирова-
    ние цели и задач урока.

    Что от вас ожидается сегодня на уроке?

    Чему нужно научиться?

    Какие цели и задачи урока вы бы предложили?

    Записывают в тетрадь тему урока.

    Участвуют в формулировании целей и задач урока:

    освоить подходы к измерению атмосферного дав-
    ления;

    научиться проводить опыты, которые доказывают
    существование атмосферного давления

    Формировать
    умения прини-
    мать и сохранять
    учебную задачу

    V. Мотивиро-
    вание к учеб-
    ной деятель-
    ности

    Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

    Что сегодня на уроке я хочу узнать?

    Как быть внимательным на уроке?

    —Какое значение в моей жизни играет атмосферное дав-
    ление?

    Какую личную цель я поставлю на сегодняшнем уроке?

    Отвечают на мотивационные вопросы.

    Создают условия для успешной учебной деятельности

    Выражать Свои
    мысли. Разви-
    вать навыки са-
    момотивации

    VI. Создание
    ситуации за-
    труднения.
    Изучение
    нового мате-
    риала

    Предлагается учащимся найти выход из проблемной ситу-
    ации.

    Поощряет учащихся строить гипотезы, высказывать
    свое видение решения данной ситуации
    Проблемная ситуация. Рассчитать атмосферное
    давление по формуле для вычисления столба жидкости

    Анализируют проблемную ситуацию.

    Предлагают свои варианты решения проблемной ситу-
    ации
    .

    Выражать свои
    мысли в соот-
    ветствии с за-
    дачей.

    нельзя. Для такого расчета надо знать высоту атмосферы
    и плотность воздуха. Но определенной границы у атмо-
    сферы нет, а плотность воздуха на разной высоте раз-
    лична.

    Как измерить атмосферное давление? Что для
    этого нужно?

    Поощряет учащихся самостоятельно разобраться с су-
    тью опыта Торричелли.

    СЛАЙД 1( работа ИАД)
    Пытаются пояснить происходящее.

    Сверяют свои рисунки и мысли с общепринятыми по-
    ложениями.

    Уметь обраба-
    тывать инфор-

    Описание опыта. Стеклянную трубку длиной 1 м, за-
    паянную с одного конца, наполняют ртутью. Затем,
    плотно закрыв другой конец трубки, ее переворачива-
    ют, опускают в чашку с ртутью и под ртутью откры-
    вают конец трубки. Часть ртути при этом выливается
    в чашку, а часть ее остается в трубке. Высота столба
    ртути, оставшейся в трубке, равна примерно 760 мм.
    Над ртутью в трубке воздуха нет, там безвоздушное
    пространство

    Визуализация опыта учеником

    Объяснение опыта учеником

    Объяснение опыта Торричелли. Атмосфера давит
    на поверхность ртути в чашке. Ртуть находится в рав-
    новесии. Значит, давление в трубке находится на опре-
    деленном уровне, которое равно атмосферному давле-
    нию. Если бы оно было больше атмосферного, то ртуть
    вылилась бы из трубки в чашку, а если меньше, то под-
    нималась бы в трубке вверх

    Объясняет, что за единицу атмосферного давления при-
    нимают 1 миллиметр ртутного столба (1 мм рт. ст.).

    Найдем соотношение между этой единицей и известной

    Слушают учителя,
    Задают вопросы.

    Делают записи в тетради

    нам единицей давления — паскалем.

    Давление столба ртути высотой 1 мм равно
    P= 9,8 Н/кг • 13600 кг/м • 0,001 м = 133,3 Па
    1 мм рт. Ст =133,3 Па (запись на ИАДоске)

    В настоящее время атмосферное давление принято изме-
    рять и в гектопаскалях. Например, в сводках погоды мо-
    жет быть объявлено, что давление равно 1013 гПа, это
    то же самое, что 760 мм рт. ст.

    VII. Закреп-
    ление изучен-
    ного мате-
    риала

    Проводится беседа по вопросам:

    Почему нельзя рассчитать давление воздуха так же, как
    рассчитывают давление жидкости на дно или стенки со-
    суда?

    Кто впервые измерил атмосферное давление?

    Как проводился опыт по измерению атмосферного дав-
    ления?

    Что значит запись: «Атмосферное давление равно
    780 мм рт. ст»?

    Скольким гектопаскалям равно давление ртутного
    столба высотой 1 мм?

    Для такого расчета надо знать высоту атмосферы

    и плотность воздуха. Но определенной границы у атмо-
    сферы нет, а плотность воздуха на разной высоте раз-
    лична.

    Стеклянную трубку длинной около 1 м, запаянную
    с одного конца, наполняют ртутью. Затем, плотно за-
    крыв другой конец трубки, ее переворачивают, опуска-
    ют в чашку с ртутью и под ртутью открывают конец
    трубки.

    Это значит, что воздух производит такое же давление,
    какое производит вертикальный столб ртути высотой
    780 мм. рт. ст.

    1 мм. рт. ст.= 1,333 гПа -СЛАЙД2

    Уметь осущест-
    влять самопро-
    верку и само-
    контроль

    Организовывается проведение опытов, доказывающих су-
    ществование атмосферного давления.

    Опыт 1. Погрузить стакан в воду, перевернуть его под
    водой вверх дном и затем медленно вытащить из воды.
    Объяснить, почему, пока края стакана находятся под во-
    дой, вода остается в стакане (не выливается).

    Опыт 2. Налить в стакан воды, закрыть листом бумаги
    и, поддерживая лист рукой, перевернуть стакан вверх
    дном.. Объяснить, почему, когда отнимем руку от бума-
    ги, то вода из стакана не выльется

    Совместно с учителем выполняют опыты.

    Объясняют суть происходящих явлений.

    Пока края стакана находятся под водой, вода остается
    ,в стакане, потому что давление столба воды в стакане
    будет компенсировано атмосферным давлением.

    В данном случае на лист бумаги будут действовать
    два давления. На нижнюю часть листа будет действо-
    вать атмосферное давление. А на верхнюю часть будет
    действовать давление столба жидкости в нашем ста-
    кане. Так как давление атмосферы будет больше, то бу-
    мага остается как бы приклеенной к краю стакана

    Анализировать
    явления с целью
    выделения при-
    знаков

    Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли
    план-конспект урока по физике (7 класс)

    Тема: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

    УМК(авторы): В.В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю .А . Панебратцев Физика 7 класс (Сферы)

    Предварительный просмотр:

    Ф.И.О. педагога: Гусева Т.В. (МОБУ Ушумунская СОШ)

    Тема: Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

    УМК(авторы): В.В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю .А . Панебратцев Физика 7 класс (Сферы)

    Тин урока (занятия): урок « открытия» нового знания

    Цель урока: ознакомить учащихся со способом измерения атмосферного давления, с единицами измерения давления и их связью между собой, определить зависимость изменения атмосферного давления с высотой.

    • умеет описывать опыт Торричелли и объяснять его результаты;
    • знает единицы атмосферного давления и умеет применять их при решении задач;
    • знает численное значение нормального атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба и Паскалях;
    • умеет производить расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы;
    • умеет определять высоту по изменению атмосферного давления;
    • умеет описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит действие атмосферного давления.

    Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные У УД):

    Познавательные УУД: целеполагание; постановка и формулирование проблемы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

    Регулятивные УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения ;

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.

    Личностные (личностные УУД): формирование познавательного интереса, творческих способностей и практических умений; развитие ценностных отношений друг к другу, к результатам обучения; самостоятельное принятие решения, обоснование и оценивание результатов своих действий, развитие инициативы.

    Образовательная цель: — углубить знание учащимися понятий «атмосферное давление» и его измерения, полученных в курсе природоведения 6 класса; добиться понимания ими физической сути опыта Торричелли с опорой на имеющиеся у учащихся знания -закона Паскаля, формулы давления внутри жидкости, различной плотности атмосферного воздуха на разной высоте и т.д..

    — добиться усвоения основных понятии данной темы. Таких как: нормальное атмосферное давление, единица измерения атмосферного давления, используемая на практике, — 1мм.рт.ст. и 1 атмосферу.

    — развивать умение мыслить логически, рассуждать и делать выводы, опираясь на изученный ранее материал;

    — продолжить формирование счетных навыков учащихся, умения осуществлять перевод единиц давления из внесистемных единиц в единицы СИ и наоборот;

    — формировать научное мировоззрение;

    — развивать интерес к изучению данной темы и предмета в целом.

    — воспитывать чувство товарищества, коммуникативные качества в ходе работы в группе;

    — прививать интерес к предмету, стремление к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос;

    — создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя

    разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения.

    Педагогические технологии(педагогические техники ): технология развитие критического мышления через чтение и письмо, элементы здоровье сберегающих технологий,
    информационно-коммуникационные технологии.

    Методы обучения: словесный: эмпирическая беседа, высказывание мыслей вслух, постановка продуктивных вопросов; практический: выполнение упражнений, эксперимент; наглядный: наглядное сопровождение — мультимедийная презентация; частично — поисковый: создание проблемной ситуации, анализ, сравнение, обобщение, активное восприятие.

    Средства обучения: презентация, компьютер, мультимедиапроектор , карточки
    с заданиями для работы в группах, ученические компьютеры , электронное приложение к учебнику.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа с учебником и электронным приложением, работа с карточками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector