Вегетативно висцеральные нарушения
Вегетативно-висцеральные нарушения у детей первого года жизни.
Зыков В.П., Комарова И.Б., Ширеторова Д.Ч.
Вегетативно-висцеральные расстройства широко распространены в клинической неонатологии и неврологии детей раннего возраста [2-5, 7,8]. В остром периоде церебральной ишемии, перивентрикулярных кровоизлияний, метаболических нарушений на первый план выступают изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания и кожно-трофические синдромы в результате поражения церебральных структур, требующие реанимационных мероприятий [2-4, 7,8]. По наблюдениям Бондаренко Е.С. (1988 г.) вегето-висцеральные нарушения центрального генеза сопутствуют синдрому гипервозбудимости и внутричерепной гипертензии, и по мере устранения патогенетических факторов перинатального поражения мозга отмечается регресс висцеральных расстройств.
Висцеральные дисфункции пищевода, желудка и кишечника имеют место у 65% детей первого года жизни. Неадекватная трактовка отдельных симптомов породила гипердиагностику перинатальных энцефалопатий «пост-фактум» и неоправданную терапию ноотропами и ангиопротекторами. Большинство вегето-висцеральных синдромов имеет доброкачественное течение, поэтому их целесообразно рассматривать в рамках эволюционной вегетологии. Для постнатального онтогенеза вегетативной системы характерна смена фетального норадренергического типа медиации на холинергические, дофаминергические механизмы нейротрансмиссии.
Целью настоящего сообщения является обобщение современной информации о диагностических и терапевтических подходах к вегетативным расстройствам у детей первого года жизни.
Наиболее распространенными вегетативными нарушениями у детей до года являются срыгивания, приступы кишечных колик, расстройства ритма дыхания, недостаточная прибавка массы тела, изменение окраски кожных покровов (обычно в виде усиленного сосудистого рисунка либо бледности), расстройства терморегуляции [1-5, 8, 19, 24, 31].
Срыгивание.
Срыгивание, или гастроэзофагеальный рефлюкс (Gastroesophageal reflux — GER) – наиболее часто встречающийся симптом у грудных детей, который обычно исчезает в возрасте от 6 месяцев до 1 года [16, 22]. Считается, что термин GER применим к функциональному и физиологическому процессу у детей, не имеющих проблем со здоровьем. Наибольшая частота GER (у 40 – 65% детей) отмечается в возрасте от 1 месяца до 4 месяцев [14, 16, 22]. Однако GER должен расцениваться как патологическое явление, или GERD (Gastroesophageal reflux disease), если он сопровождается такими симптомами, как недостаточная прибавка массы тела, нарушения ритма дыхания (эпизоды апноэ с цианозом), повышенная нервная возбудимость, задержка психомоторного развития, расстройства сна [14, 16, 22]. По данным эпидемиологических исследований GERD встречается не столь часто как простое срыгивание: у 1 из 300 младенцев [16].
В настоящее время нет полной ясности в отношении понимания причин GER и GERD. Наиболее вероятным этиологическим фактором может являться незрелость вегетативной иннервации желудочно-кишечного тракта у грудных детей [21]. В пользу этого свидетельствует большая частота встречаемости срыгиваний у недоношенных детей. Выделяют два патогенетических механизма, ведущих к гастроэзофагеальному рефлюксу. Первый механизм – расслабление нижнего пищеводного сфинктера, не связанное с глотанием; второй – задержка продвижения пищи из желудка в нижележащие отделы желудочно-кишечного тракта. При наличии этих двух факторов разрешающую роль играет положение младенца на спине (облегчение механического вытекания пищи в обратном направлении) или сидя (из-за повышения давления в брюшной полости) [32].
Частое срыгивание, вплоть до рвоты, может носить не только функциональный характер. Поэтому при наличии этого симптома у ребенка следует проводить дифференциальный диагноз с различными заболеваниями, проявляющихся подобным образом (таблица 1).
Лечение любых срыгиваний у детей рекомендуется начинать с коррекции питания: увеличение частоты кормлений, уменьшение объема пищи на каждое кормление, увеличение плотности пищи. Также показано полувертикальное положение ребенка после кормления, выкладывание на живот с приподнятым головным концом кроватки [13, 14, 16, 22, 29, 32]. У значительной части детей эти мероприятия могут способствовать снижению частоты и объема срыгиваний и, соответственно, улучшению общего самочувствия за счет уменьшения симптомов эзофагита и респираторных расстройств [16, 22, 29, 33]. При неэффективности подобной тактики рекомендуется использование медикаментозной терапии при условии исключения других патологических состояний, сопровождающихся частыми срыгиваниями и рвотой. Фармакологические препараты, использующиеся в настоящее время при гастроэзофагеальном рефлюксе у детей, представлены в таблице 2 [16, 22, 28].
Принятый в настоящее время алгоритм действий при срыгиваниях у грудных детей представлен на рисунке 1 [28, 29].
Кишечные колики.
Одним из проявлений синдрома вегето-висцеральных дисфункций можно считать также младенческие кишечные колики [2, 3, 8]. Клинически они проявляются приступами беспокойства, плача, подтягивания ножек к животу, вздутием живота, что иногда сопровождается отхождением газов и дефекацией. Длительность приступа от 10 минут до 2 часов. Очень часто кишечные колики сочетаются с признаками гастроэзофагеального рефлюкса, сопровождаются диспепсическими расстройствами (отрыжка воздухом, чередование запоров и диареи) [4, 19, 20]. Кишечные колики встречаются у 10 – 15% грудных детей в возрасте от 3 недель до 3 месяцев [4, 19, 24, 31]. Наиболее вероятным механизмом считается заглатывание ребенком воздуха во время кормления. Однако подобная клиническая картина может быть следствием других причин, таких как аллергические и псевдоаллергические реакции, нарушение кишечногj пищеварения (синдром мальабсорбции, дисбактериоз), кишечная непроходимость, смена естественного вскармливания на искусственное, включение в рацион пищевых добавок, недокорм, физиологические процессы грудного периода (прорезывание зубов). Поэтому при клинической картине кишечных колик показаны: тщательной анализ анамнестических данных, исследование кала на дисбактериоз, копрограмма, при необходимости – эндоскопическое исследование и рентгенография органов брюшной полости [1, 4, 19].
Лечение: предупреждение заглатывания воздуха (увеличение отверстия в соске для облегчения тока пищи); вертикальное положение ребенка после кормления для отрыгивания воздуха; ветрогонные средства (укропная вода). Поскольку кишечные колики нередко возникают при изменениях питания показано ведение пищевого дневника кормящей матерью с целью определения продукта, вызвавшего беспокойство ребенка. Необходимо временное исключение из рациона кормящей матери и ребенка продуктов, стимулирующих перистальтику кишечника (капуста, яблоки, соки) [4, 19]. Прогноз при простых кишечных коликах благоприятный: они исчезают обычно к концу 3 месяца. Однако показано, что в последующем у таких детей чаще встречается дискинезия желудочно-кишечного тракта [4].
Дыхательные расстройства.
В зарубежной литературе дыхательные расстройства функционального характера, встречающиеся у грудных детей, принято рассматривать в связи с гастроэзофагеальным рефлюксом [21, 22, 25]. Связь GER с респираторными расстройствами объясняется следующими моментами. Во-первых, аспирация желудочным содержимым может явиться причиной механической обструкции дыхательных путей. Во-вторых, даже если аспирации не происходит, раздражение пищевода рефлекторно (вследствие анатомической близости) может провоцировать повышенную секрецию слизи в респираторном тракте, отек и сокращение мышц бронхов. В третьих, при раздражении желудочным содержимым хеморецепторов глотки и надгортанника выделяются биологически активные вещества, также могущие стимулировать обструкцию верхних и нижних дыхательных путей [25, 32]. Таким образом, при частых срыгиваниях нередкими являются дыхательные расстройства в виде нарушения ритма дыхания, эпизодов апноэ (не являющихся, впрочем, фатальными), бронхообструктивный синдром. Показано также, что у детей, которые страдают GERD в грудном возрасте, в дальнейшем чаще, чем в популяции развивается бронхиальная астма [25, 32].
Расстройства терморегуляции.
Процессы терморегуляции у новорожденных, отличаются от таковых у более старших детей. В норме для детей первого месяца жизни характерны: 1) более высокая теплоотдача по отношению к теплопродукции; 2) резко ограниченная способность увеличивать теплоотдачу при перегревании или способность увеличивать теплопродукцию в ответ на охлаждение; 3) неспособность давать типичную лихорадочную реакцию из-за нечувствительности мозга к лейкоцитарному пирогену и большой концентрации в крови аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела [7]. У детей с осложнениями перинатального анамнеза и с другими признаками вегетативных расстройств указанные особенности терморегуляции могут сохраняться длительное время после периода новорожденности вследствие несовершенных адаптивных реакций организма [1, 2, 7, 8]. Поэтому такие дети легко перегреваются и переохлаждаются при неоптимальных для них внешних условиях. Как правило, подобные нарушения терморегуляции преходящие и не требуют каких-то специальных лечебных мероприятий. Коррекция терморегуляторных расстройств обычно ограничивается соблюдением температурного режима окружающей среды, правильным подбором одежды, закаливающими процедурами [1].
Кожные покровы.
У грудных детей с другими признаками вегетативно-висцеральной дисфункции отмечается выраженный сосудистый рисунок кожных покровов («мраморность»), усиливающийся при беспокойстве, воздействии низкой температуры окружающей среды [1, 2, 3, 8]. Крайним проявлением дисбаланса вегетативной регуляции можно считать Синдром арлекина: у ребенка, лежащего на боку, отмечается резкая граница между бледной верхней и ярко-красной нижней половинами тела. Изменение окраски может продолжаться несколько минут и при перемене положения ребенка исчезает. Этот редко встречающийся сосудистый феномен чаще наблюдается у новорожденных, родившихся с признаками внутриутробной задержки развития плода. Для более старшего возраста этот синдром не характерен [1]. Дети с вегетативно-висцеральными расстройствами склонны также к дерматитам. Лечебная тактика при кожных проявлениях вегетативных расстройств предполагает соблюдение гигиенических мероприятий, температурного режима, правильный подбор одежды и закаливание [1].
Расстройства сна при вегетативных нарушениях у грудных детей.
Большинство родителей, чьи дети страдают какими-либо функциональными расстройствами (кишечные колики, частые срыгивания, повышенная нервно-рефлекторная возбудимость) жалуются на трудности при засыпании ребенка. Это привело к распространенному мнению о том, что такие дети спят меньше по сравнению с их более спокойными ровесниками. Однако в исследованиях последних лет [11, 15, 20, 30, 31] было показано, что это мнение ошибочно. Общая продолжительность сна детей с повышенной нервной возбудимостью не отличаются от нормальной. Средняя продолжительность ночного и дневного сна здоровых детей представлена в таблице 3, с которой целесообразно знакомить родителей.
У грудных детей с вегетативными нарушениями довольно часты вторичные расстройства сна, при которых отсутствуют какие-либо аномалии при полисомнографическом исследовании (ЭЭГ-структура сна не является нарушенной). Наиболее распространенные вторичные расстройства сна – трудности засыпания и частые ночные пробуждения, основными причинными факторами которых являются функциональная незрелость нервной системы, соматическое неблагополучие либо неправильная тактика родителей при укладывании ребенка спать или во время его ночных бодрствований [11, 15].
Т.о., вегетативные нарушения, если они не связаны с анатомическими изменениями вегетативных структур (что встречается при некоторых наследственных синдромах) как правило, доброкачественные, преходящие и обычно исчезают к концу первого года жизни. Наиболее удобен синдромальный подход к оценке вегетативных расстройств у детей до года, однако нельзя не отметить, что, как правило, все эти расстройства взаимосвязаны, что определяет целесообразность системного подхода к терапии вегетативных нарушений.
Синдром вегетативной дисфункции у детей. Синдром вегетативной дисфункции: причины и лечение
Вегетативная дисфункция у детей — это не болезнь, а так называемый синдром, характеризующийся медленным течением. Заподозрить такого рода нарушение очень легко. Для грамотного специалиста на самом деле достаточно только пообщаться с родителями ребенка и собрать полный анамнез. Синдром вегетативной дисфункции диагностируется не на основании одного симптома, а с учетом всего комплекса нарушений в общем состоянии маленького пациента. При своевременном лечении он, как правило, проходит бесследно.
Общая информация
Сочетание функциональных расстройств, которые характеризуются нарушениями
нейрогуморальной регуляции сердца, некоторых органов, сосудов, желез секреции сегодня известно в медицине как синдром вегетативной дисфункции. МКБ 10-го пересмотра относит его к нарушениям работы ЦНС. Более того, данный синдром не считается самостоятельным заболеванием. Эта патология причисляется к категории весьма распространенных расстройств и подтверждается приблизительно у 80% населения. Первичные ее симптомы возникают в детском и подростковом возрасте, а ярко выраженные клинические признаки развиваются ближе к 20 годам. По словам специалистов, представительницы прекрасного пола в несколько раз чаще страдают от патологии.
Основные причины
В зависимости от наследственной предрасположенности, синдром вегетативной дисфункции у детей может появляться ввиду следующих провоцирующих или причинных факторов:
- Неблагоприятное течение родов.
- Дисбаланс на гормональном уровне.
- Постоянное психоэмоциональное напряжение.
- Острые инфекционные заболевания.
- Патологии внутренних органов хронической природы.
- Малоактивный образ жизни.
- Частые стрессы.
Патогенез синдрома
Вышеперечисленные этиологические факторы, как правило, влекут за собой повреждение вегетативной нервной системы на клеточном, мембранном и тканевом уровнях. Именно такие изменения составляют морфологический субстрат патологии. Вегетативные нарушения различных структур вызывают:
- Изменение обменных процессов.
- Гипо- и гиперчувствительность центральных рецепторов.
- Уменьшение так называемой иннервации внутренних органов и отдельных сосудов (обеспеченность нервными клетками).
Классификация
Вариативность клинических признаков, различные уровни вегетативных изменений, многочисленность этиологических факторов, провоцирующих развитие данных нарушений, требует выделения отдельных групп в данной патологии. Исходя из всего вышеизложенного, специалисты предлагают классифицировать синдром вегетативной дисфункции по четырем группам.
- Нейроциркуляторная дистония.
- Пароксизмальная вегетативная недостаточность.
- Вегетативно-сосудистая дисфункция.
- Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций.
Клинические признаки
Окончательный диагноз может быть подтвержден только в том случае, если у маленького пациента имеются нижеперечисленные симптомы.
Синдром вегетативной дисфункции у новорожденных может быть обусловлен патологией перинатального периода, родовыми травмами. Гипоксия плода, различного рода заболевания в первые дни жизни — все эти факторы отрицательно влияют на развитие вегетативной нервной и соматической систем, а также на выполнение ими функций в полном объеме. У таких детей синдром проявляется пищеварительными нарушениями (метеоризм, частые срыгивания, снижение аппетита), склонностью к простудным недугам, эмоциональным дисбалансом (капризность, повышенная конфликтность).
В период так называемого полового созревания функционирование внутренних органов и непосредственно рост организма, как правило, опережают становление регуляции на нейроэндокринном уровне. Как следствие, синдром вегетативной дисфункции у детей лишь усугубляется. В этом возрасте патология проявляется в виде регулярных болей в области сердца, психоневрологических расстройств (повышенная утомляемость, раздражительность, снижение памяти и внимания, высокая тревожность), лабильности артериального давления. Кроме того, подростки нередко жалуются на головокружения, проблемы со стулом и изменение привычного цвета кожных покровов.
Примечательно, что синдром вегетативной дисфункции у взрослых проявляется несколько иначе. Все дело в том, что в данном случае патология усугубляется имеющимися хроническими заболеваниями, неврозами, болезнями ЖКТ, механическими травмами и гормональными перестройками (беременности, период климакса). Наряду с вышеперечисленными симптомами у взрослых обостряются все недуги хронической природы.
Диагностика
При появлении первичных клинических признаков данной патологии очень важно проконсультироваться со специалистом. Для ее диагностики большое значение имеет анамнез, симптомы, время их появления и, соответственно, течение. Принимая во внимание разную локализацию признаков такого рода нарушения, врач должен провести детальный осмотр маленького пациента, чтобы дифференцировать иные патологии, сходные по симптомокомплексу.
Затем проводится мониторинг артериального давления, частоты сокращения сердца. Для того чтобы поставить диагноз «синдром вегетативной дисфункции», некоторые специалисты включают в обследование электрокардиографию, причем не только в состоянии покоя, но также и во время небольшой физической нагрузки. По результатам анализов иногда дополнительно назначается допплерография сосудов сердца и мозга (электроэнцефалография).
Как можно побороть синдром вегетативной дисфункции? Лечение
В первую очередь родители должны пересмотреть образ жизни ребенка. Ему следует обеспечить оптимальный режим дня, посильные физические нагрузки, нормализовать режим труда. На ночной сон должно приходиться не менее восьми часов. Крайне важно правильно организовать питание. Оно должно быть дробным, максимально сбалансированным и полноценным.
Детям, у которых был диагностирован синдром вегетативной дисфункции по гипотоническому типу, по утрам разрешается пить кофе, в рационе желательно увеличить количество белка и натрия. Очень важно уделять внимание немедикаментозной терапии: массаж пораженных отделов позвоночника, водные процедуры, иглорефлексотерапия, физиотерапия.
В случае отсутствия эффективности вышеперечисленных методов врач, как правило, назначает лекарственное лечение. При любом типе патологии начинать терапию рекомендуется с курса витаминов, седативных препаратов, отвечающих за нормализацию возбуждения и торможения в ЦНС. Отличным вариантом считаются настои боярышника, пустырника, зверобоя.
При подтвержденном гипертоническом типе синдрома назначаются транквилизаторы («Феназепам», «Седуксен»). При отсутствии положительного эффекта прописывают бета-адреноблокаторы («Обзидан», «Анаприлин», «Резерпин»).
В случае гипотонического типа лечение, как правило, начинается с препаратов, отвечающих за стимуляцию нервной системы («Сиднокарб»).
Не следует пытаться самостоятельно побороть синдром вегетативной дисфункции. Лечение должен назначить врач после полного диагностического обследования. В противном же случае патология будет прогрессировать, что может негативно сказаться на жизни ребенка. Чрезмерная раздражительность, головные боли, быстрая утомляемость — все эти и многие другие факторы будут преследовать ребенка ежедневно.
Своевременное выявление и лечение синдрома вегетативной дисфункции в 90% случаев приводят к полному исчезновению первичных симптомов и восстановлению главных функций организма. В противном случае некорректная терапия или пренебрежение помощью специалистов может закончиться весьма неприятными последствиями для здоровья, неблагоприятно сказаться на качестве жизни.
Профилактические меры
В целях профилактики рекомендуется придерживаться укрепляющих, а также оздоровительных мер. Как правило, требуется сменить привычный образ жизни ребенка. Следует обеспечить правильное и полноценное питание, ежедневные физические нагрузки. Родителям рекомендуется поддерживать хорошие семейные отношения, предотвращать развитие конфликтных ситуаций, нейтрализовать возникающие психоэмоциональные стрессы. На окончательное выздоровление отличное влияние оказывает купание в морской воде, прогулки в сосновом лесу, горный воздух.
Заключение
В данной статье мы максимально подробно рассказали о том, что представляет собой синдром вегетативной дисфункции. Симптомы этой патологии должны в первую очередь насторожить родителей и стать поводом для обращения к квалифицированному специалисту. Только врач вправе назначить терапию. Ни в коем случае не следует заниматься самолечением, ведь так можно лишь потерять драгоценное время.
Надеемся, что вся представленная здесь информация окажется для вас действительно полезной. Будьте здоровы!
синдром вегето висцеральных нарушений новорожденного
Синдром вегетативной дисфункции у детей. Синдром вегетативной дисфункции: причины и лечение
Вегетативная дисфункция у детей — это не болезнь, а так называемый синдром, характеризующийся медленным течением. Заподозрить такого рода нарушение очень легко. Для грамотного специалиста на самом деле достаточно только пообщаться с родителями ребенка и собрать полный анамнез. Синдром вегетативной дисфункции диагностируется не на основании одного симптома, а с учетом всего комплекса нарушений в общем состоянии маленького пациента. При своевременном лечении он, как правило, проходит бесследно.
Общая информация
нейрогуморальной регуляции сердца, некоторых органов, сосудов, желез секреции сегодня известно в медицине как синдром вегетативной дисфункции. МКБ 10-го пересмотра относит его к нарушениям работы ЦНС. Более того, данный синдром не считается самостоятельным заболеванием. Эта патология причисляется к категории весьма распространенных расстройств и подтверждается приблизительно у 80% населения. Первичные ее симптомы возникают в детском и подростковом возрасте, а ярко выраженные клинические признаки развиваются ближе к 20 годам. По словам специалистов, представительницы прекрасного пола в несколько раз чаще страдают от патологии.
Основные причины
В зависимости от наследственной предрасположенности, синдром вегетативной дисфункции у детей может появляться ввиду следующих провоцирующих или причинных факторов:
Патогенез синдрома
Вышеперечисленные этиологические факторы, как правило, влекут за собой повреждение вегетативной нервной системы на клеточном, мембранном и тканевом уровнях. Именно такие изменения составляют морфологический субстрат патологии. Вегетативные нарушения различных структур вызывают:
Классификация
Вариативность клинических признаков, различные уровни вегетативных изменений, многочисленн
Источник
Вегетативно-висцеральные нарушения у детей первого года жизни.
Вегетативно-висцеральные расстройства широко распространены в клинической неонатологии и неврологии детей раннего возраста [2-5, 7,8]. В остром периоде церебральной ишемии, перивентрикулярных кровоизлияний, метаболических нарушений на первый план выступают изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания и кожно-трофические синдромы в результате поражения церебральных структур, требующие реанимационных мероприятий [2-4, 7,8]. По наблюдениям Бондаренко Е.С. (1988 г.) вегето-висцеральные нарушения центрального генеза сопутствуют синдрому гипервозбудимости и внутричерепной гипертензии, и по мере устранения патогенетических факторов перинатального поражения мозга отмечается регресс висцеральных расстройств.
Висцеральные дисфункции пищевода, желудка и кишечника имеют место у 65% детей первого года жизни. Неадекватная трактовка отдельных симптомов породила гипердиагностику перинатальных энцефалопатий «пост-фактум» и неоправданную терапию ноотропами и ангиопротекторами. Большинство вегето-висцеральных синдромов имеет доброкачественное течение, поэтому их целесообразно рассматривать в рамках эволюционной вегетологии. Для постнатального онтогенеза вегетативной системы характерна смена фетального норадренергического типа медиации на холинергические, дофаминергические механизмы нейротрансмиссии.
Целью настоящего сообщения является обобщение современной информации о диагностических и терапевтических подходах к вегетативным расстройствам у детей первого года жизни.
Наиболее распространенными вегетативными нарушениями у детей до года являются срыгивания, приступы кишечных колик, расстройства ритма дыхания, недостаточная прибавка массы тела, изменение окраски кожных покровов (обычно в виде усиленного сосудистого рисунка либо бледности), расстройства терморегуляции [1-5, 8, 19, 24
Источник
ОТЗЫВЫ О КЛИНИКЕ
Весной неудачно позанимался спортом и травмировал правое колено. Спасибо, что без всякой «химии» быстро и эффективно вылечили меня. Мой сын уже получает повторный курс тоже с хорошим результатом.
Полезная информация
Пациентов с диагнозом грыжа и другими заболеваниями позвоночника можно вернуть к повседневной жизни совершенно без операции
МЦ «M-clinic» отводит лечению этих заболеваний важную роль и занимается этой проблемой уже много лет. Наши специалисты постоянно посещают съезды и конференции, посвященные данной проблеме. Мы применяем только те физиотерапевтические процедуры, которые имеют высокую эффективность и экономически оправданы. Основные способы борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата это индивидуально подобранные схемы терапии такими методами как ВТЭС, HIL – терапия.
Боль в горле является частым симптомом многих респираторных заболеваний. Тонзиллит, фарингит, ларингит и др. ЛОР – заболевания взрослы и детей имеют в качестве основной жалобы боль в горле. Очень болит горло при запущенных стадиях воспалительного процесса как ЛОР органов, так и пищеварительной системы (рефлюксная болезнь, эзофагит и др.). Часто болит горло при нарушении этапов лечения, а так же при несоблюдении пациентом рекомендаций лечащего врача. Не стоит забывать и про соматические аспекты такого тревожащего симптома как частые боли в горле.
Синдром вегето-висцеральных нарушений — Причины, симптомы и лечение
Вегето –висцеральный синдром это одно из последствий поражения перинатальной нервной системы в период внутриутробного развития (26 нед) или после рождения малыша до 7 суток.
Данный синдром может сочетаться с гипервозбудимостью ребенка или угнетением его нервной системы. Основными причинами перинатального поражения ЦНС и развития синдрома вегето –висцеральных нарушений являются состояния
Источник
Обращаем внимание, добавление компании в каталог возможно только после регистрации на сайте. Не рекомендуем указывать название компании в поле имя и фамилия, а так же прикреплять логотип компании в поле аватар, для этого в кабинете есть специальный интерфейс добавления компании.
После регистрации Вам будет доступен сервис добавления на сайт ваших статей, новостей, объявлений, услуг компании, товаров в каталог, вакансий.
Рубрикатор
Вегето-висцеральные нарушения у новорожденных детей с перинатальными поражениями мозга
Доктор медицинских наук, профессор, Государственный научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии РАМН
Под вегето-висцеральными нарушениями у новорожденных подразумевается широкий спектр морфологических и функциональных сдвигов во многих органах и системах, обозначаемых как соматоневрологические, нейросоматические или нейроэндокринные. Преимущественно имеются в виду сосудистые, желудочно-кишечные нарушения, а также нарушения терморегуляции.
При любом из клинико-неврологических синдромов могут отмечаться соматические нарушения различной степени выраженности. Так, синдром общего угнетения, как правило, сопровождается расстройствами дыхания, нарушениями сосудистого тонуса и терморегуляции, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертензионно-гидроцефальный — дисрегуляцией сфинктров, нарушением моторики желудочно-кишечного тракта. Синдром вегето-висцеральных нарушений часто относят к восстановительному периоду энцефалопатии, когда на фоне стихания собственно неврологических нарушений, нормализации мышечного тонуса и рефлекторной сферы указанные нарушения выступают на первый план, доминируют в клинической картине энцефалопатии. По данным нашей клиники, частота синдрома вегето-висцеральных нарушений у детей первого года жизни, перенесших перинатальную энцефалопат
Источник
Вегето-висцеральные нарушения у новорожденных детей с перинатальными поражениями мозга
Доктор медицинских наук, профессор, Государственный научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии РАМН
Под вегето-висцеральными нарушениями у новорожденных подразумевается широкий спектр морфологических и функциональных сдвигов во многих органах и системах, обозначаемых как соматоневрологические, нейросоматические или нейроэндокринные. Преимущественно имеются в виду сосудистые, желудочно-кишечные нарушения, а также нарушения терморегуляции.
При любом из клинико-неврологических синдромов могут отмечаться соматические нарушения различной степени выраженности. Так, синдром общего угнетения, как правило, сопровождается расстройствами дыхания, нарушениями сосудистого тонуса и терморегуляции, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертензионно-гидроцефальный — дисрегуляцией сфинктров, нарушением моторики желудочно-кишечного тракта. Синдром вегето-висцеральных нарушений часто относят к восстановительному периоду энцефалопатии, когда на фоне стихания собственно неврологических нарушений, нормализации мышечного тонуса и рефлекторной сферы указанные нарушения выступают на первый план, доминируют в клинической картине энцефалопатии. По данным нашей клиники, частота синдрома вегето-висцеральных нарушений у детей первого года жизни, перенесших перинатальную энцефалопатию, составляет около 10%; однако и при других синдромах восстановительного периода наряду с преобладающими неврологическими расстройствами (двигательными или психоэмоциональными) могут быть отмечены отдельные соматовегетативные отклонения.
В практике врача-педиатра особое значение придается следующим функциям вегетативной системы: регуляции тонуса сосудов и сердечной деятельности, регуляции секреторной деятельности желез внутренней секреции, терморегуляции, рег
Источник
Синдром вегетативно-висцеральных нарушений
После перенесенной перинатальной патологии , наступают расстройства деятельности внутренних органов. Происходятизменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания, возникают кожно-трофические синдромы. Чем тяжелее поражена нервная система, тем выраженнее растройства, иногда требуютя даже реанимационные мероприятия. По мере улучшения состояния мозга отмечается регресс висцеральных расстройств.
Так как само по себе рождение является стрессом для ребенка у 65% детей первого года жизни наблюдаются висцеральные дисфункции пищевода, желудка и кишечника.
Это прежде всего проявляется срыгиваниями, приступами кишечных колик, расстройствами ритма дыхания, недостаточной прибавкой массы тела, изменением окраски кожных покровов (обычно в виде усиленного сосудистого рисунка либо бледности), расстройствами терморегуляции.
Срыгивание часто встречающийся симптом у грудных детей, и так как восстановление нервной системы происходит за 3-4 месяца, то до этого возраста он наблюдается у детей, которые в будущем не будут иметь проблем. Но если срыгивание сопровождается такими симптомами, как недостаточная прибавка массы тела, нарушения ритма дыхания (эпизоды апноэ с цианозом), повышенная нервная возбудимость, задержка психомоторного развития , расстройства сна, то неврологи оценят наличие срыгивания как проявление вегетативно — висцеральной дисфункции.
Необходимы мероприятия по восстановлению нервной системы, последствий возможного травматизма. Рекомендуем о проконсультироваться у остеопата (рекомендуем прочитать: Остеопатия для малышей ), своевременно начать курс лечебного массажа (не позднее месячного возраста), наблюдение невролога.
При лечении любых срыгиваний у детей необходима кор
Источник
Вегето-висцеральные нарушения у новорожденных детей с перинатальными поражениями мозга
Ведущее звено в формировании вегето-висцеральных нарушений — поражение диэнцефальных структур мозга, лимбической системы, продолговатого мозга и последующее расстройство нейроэндокринной регуляции Под вегето-висцеральными нарушениями у новорожд
Ведущее звено в формировании вегето-висцеральных нарушений — поражение диэнцефальных структур мозга, лимбической системы, продолговатого мозга и последующее расстройство нейроэндокринной регуляции
Под вегето-висцеральными нарушениями у новорожденных подразумевается широкий спектр морфологических и функциональных сдвигов во многих органах и системах, обозначаемых как соматоневрологические, нейросоматические или нейроэндокринные. Преимущественно имеются в виду сосудистые, желудочно-кишечные нарушения, а также нарушения терморегуляции.
При любом из клинико-неврологических синдромов могут отмечаться соматические нарушения различной степени выраженности. Так, синдром общего угнетения, как правило, сопровождается расстройствами дыхания, нарушениями сосудистого тонуса и терморегуляции, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертензионно-гидроцефальный — дисрегуляцией сфинктров, нарушением моторики желудочно-кишечного тракта. Синдром вегето-висцеральных нарушений часто относят к восстановительному периоду энцефалопатии, когда на фоне стихания собственно неврологических нарушений, нормализации мышечного тонуса и рефлекторной сферы указанные нарушения выступают на первый план, доминируют в клинической картине энцефалопатии. По данным нашей клиники, частота синдрома вегето-висцеральных нарушений у детей первого года жизни, перенесших перинатальную энцефалопатию, составляет около 10%; однако и при других синдромах восстановительного периода наряду с преобладающими неврологическими расст
вегетативно висцеральные нарушения у грудничка
Обращаем внимание, добавление компании в каталог возможно только после регистрации на сайте. Не рекомендуем указывать название компании в поле имя и фамилия, а так же прикреплять логотип компании в поле аватар, для этого в кабинете есть специальный интерфейс добавления компании.
После регистрации Вам будет доступен сервис добавления на сайт ваших статей, новостей, объявлений, услуг компании, товаров в каталог, вакансий.
Рубрикатор
Вегето-висцеральные нарушения у новорожденных детей с перинатальными поражениями мозга
Доктор медицинских наук, профессор, Государственный научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии РАМН
Под вегето-висцеральными нарушениями у новорожденных подразумевается широкий спектр морфологических и функциональных сдвигов во многих органах и системах, обозначаемых как соматоневрологические, нейросоматические или нейроэндокринные. Преимущественно имеются в виду сосудистые, желудочно-кишечные нарушения, а также нарушения терморегуляции.
При любом из клинико-неврологических синдромов могут отмечаться соматические нарушения различной степени выраженности. Так, синдром общего угнетения, как правило, сопровождается расстройствами дыхания, нарушениями сосудистого тонуса и терморегуляции, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертензионно-гидроцефальный — дисрегуляцией сфинктров, нарушением моторики желудочно-кишечного тракта. Синдром вегето-висцеральных нарушений часто относят к восстановительному периоду энцефалопатии, когда на фоне стихания собственно неврологических нарушений, нормализации мышечного тонуса и рефлекторной сферы указанные нарушения выступают на первый план, доминируют в клинической картине энцефалопатии. По данным нашей клиники, частота синдрома вегето-висцеральных нарушений у детей первого года жизни, перенесших перинатальную энцефалопат
Источник
Что такое перинатальная энцефалопатия новорожденных
Перинатальный период-период от 28 недели беременности до седьмого дня после рождения. Перинатальный период состоит из трёх частей: антенатальный (с 28 недели беременности до родов), интранатальный период (период самих родов) и постнатальный (от родов до седьмого дня жизни).
Перинатальная энцефалопатия у детей – тяжёлое и очень опасное заболевание с огромным количеством последствий, полученное ребёнком в перинатальный период и представляющее собой поражение самого главного органа, формирующего личность человека — головного мозга.
Чем опасна перинатальная энцефалопатия
Степень опасности перинатальной энцефалопатии у новорожденных зависит от степени и тяжести поражения мозговых тканей, а также от конкретного вида поражённого отдела. В первую очередь серьёзное поражение может нарушить физикомоторные и рассудочные функции тела. Последствия перинатальной энцефалопатии: нарушение зрения, слуха, речи (если задет речевой центр), судорожная активность, расстройства памяти и сознания, паралич – полный или частичный, общая слабость, частые головокружения и потеря сознания, задержка психомоторного развития, и многое другое, т. к. понятие энцефалопатия весьма обобщённый термин огромного количества нарушений, некоторые из которых могут даже не проявляться.
Многие современные мамы, услышав такой диагноз, к сожалению, стараются прервать долгожданную беременность или отказываются от детей в роддоме, боясь получить тяжёлого инвалида или умственно неполноценного ребёнка. Но при нередкой постановке такого диагноза, большинство детей способно вести активный полноценный образ жизни, при вовремя поставленном диагнозе и начатом лечении.
Не стоит списывать своего малыша со счетов и принимать диагноз как приговор. Все органы человека имеют повышенную регенерацию в раннем возрасте, что особенно
Источник
Диагноз ПЭП — перинатальная энцефалопатия
Диагностика и лечение перинатальной энцефалопатии у малыша, факторы риска возникновения перинатальной энцефалопатии
Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) (пери- + лат. natus — «рождение» + греч. encephalon — «головной мозг» + греч. patia — «нарушение») — термин, объединяющий большую группу различных по причине и не уточненных по происхождению поражений головного мозга, возникающих во время беременности и родов. ПЭП может проявляться по-разному, например синдромом гипервозбудимости, когда повышена раздражительность ребенка, снижен аппетит, малыш часто срыгивает во время кормления и отказывается от груди, меньше спит, труднее засыпает и т.д. Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует. Часто проявления перинатальной энцефалопатии выражены незначительно, но детишки, перенесшие данное состояние, все же требуют к себе повышенного внимания, а иногда — и специального лечения.
Причины возникновения перинатальной патологии
Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).
Следует отметить, что наиболее часто встречаются гипоксически-ишемические (их причина — недостаточность кислорода, возникающая во время внутриутробной жизни малыша) и смешанные поражения центральной нервной системы, что объясняется тем, что практически любое неблагополучие в период беременности и родов приводит к наруше
Источник
Всё, что нужно знать о перинатальной энцефалопатии
Многие ответственные пары, готовясь стать родителями, в литературе сталкиваются с таким термином, как «перинатальная энцефалопатия», или ПЭП. Специализированная медицинская литература даёт трудные для понимания обычными людьми определения, оперирует терминами и понятиями, объяснения которым придётся искать дополнительно. Как результат такого ответственного отношения к рождению ребёнка, будущие родители получают страх, волнение – что угодно, но не понимание проблемы.
ПЭП – заболевание серьёзное, но в наше время оно поддаётся лечению. Своевременная терапия ПЭП позволяет добиться хороших результатов и стабилизировать психическое развитие ребёнка. Кроме того, с каждым годом результаты исследований в области лечения ПЭП доказывают повышение эффективности лечения.
Что такое перинатальная энцефалопатия?
Перинатальная энцефалопатия, или ПЭП, — группа поражений головного мозга, различной этиологии и механизма развития, возникающая в перинатальный период.
Говоря более понятным языком, перинатальная энцефалопатия – это группа заболеваний головного мозга, вызванная различными причинами. Возникает ПЭП в перинатальный период, то есть с 28 недели беременности до 7 суток жизни у доношенных деток, и до 28 суток у недоношенных. В зависимости от механизма возникновения выделяют конкретные виды ПЭП – гипоксическая, травматическая, токсико-метаболическая или инфекционная.
По статистике, от 3 до 5% новорождённых появляются на свет с признаками перинатальной энцефалопатии. Перинатальная энцефалопатия – патология нередкая. Она вовсе не является приговором, с ней можно и нужно работать.
Главной и самой распространённой причиной перинатальной энцефалопатии у новорождённых является негативное воздействие различных вредных факторов на организм матери во время беременности. К таким фактора
Источник
ППЦНС у новорожденного — что это за диагноз, каковы симптомы заболевания у детей, есть ли лечение?
Когда малыш появляется на свет, его внутренние органы и системы организма оказываются сформированными еще не полностью. Это касается и центральной нервной системы, которая отвечает за нормальную социальную жизнедеятельность человека. Чтобы процесс формирования был завершен, необходим определенный временной период.
В последние годы число патологий ЦНС у грудничков значительно возросло. Они могут развиться еще во внутриутробный период, а также появится в процессе родов или сразу после них. Такие поражения, отрицательно сказывающиеся на работе нервной системы, способны стать причиной серьезных осложнений и даже инвалидности.
Что такое перинатальное поражение ЦНС?
Перинатальное поражение центральной нервной системы, сокращенно ППЦНС, представляет собой целый ряд патологий, которые имеют отношение к сбоям в функционировании мозга и аномалиям развития в его строении. Наблюдаются подобные отклонения от нормы у детей в перинатальный период, временные рамки которого находятся в промежутке с 24 недели беременности и до первых 7 дней жизни после рождения включительно.
В настоящий момент ППЦНС у новорожденных — достаточно распространенное явление. Такой диагноз устанавливают у 5-55% малышей. Сильный разброс показателей обусловлен тем, что часто поражения ЦНС подобного рода проходят легко и быстро. Случаи тяжелых форм перинатального поражения встречается у 1-10% детей, которые появились на свет в назначенный срок. Более подвержены недугу недоношенные младенцы.
Классификация заболевания
В современной медицине принято классифицировать отклонения в нормальном функционировании ЦНС в соответствии с тем, какие причины вызвали ту или иную патологию. В связи с этим каждому нарушению свойственны свои формы и сим
Источник
Нарушение пищеварения у грудничка
На данной странице собраны наиболее популярные посты и комментарии наших пользователей по теме «Нарушение пищеварения у грудничка». Это поможет вам быстро получить ответ на вопрос, также вы можете принять участие в обсуждении.
Как вводить прикорм при аллергии и нарушении пищеварения? Ввод новой твердой пищи – волнующий момент для родителей малыша. Однако не всем малышам можно одно и то же. Если Ваш ребёнок склонен к аллергии, у него лишний или недостаточный вес, его мучают запоры, необходимо соблюдать осторожность. Вам следует обсудить ситуацию с педиатром, правильно выбрать продукты детского питания и тщательно.
Запор у грудного ребенка — что делать? 000000 (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>); Содержание: Что считается запором у новорожденного, ребенка до 1 года? Возможные причины запора у грудных детей Как лечить запор у грудного ребенка? Лекарственные средства и другие способы экстренного устранения запора у детей первого года жизни На первом году жизни ребенка практически каждый 5.
У моего малыша появились запоры когда мы перешли на смешанное кормление. Не какал сам ВООБЩЕ! Длилось это с 1 по 3 месяцы. В 4 месяца, когда пропало совсем молоко и начала кормить только смесью, все нормализовалось. А так мы что только не перепробовали, и кучу дорогих лекарств, и массажи, и клизмы, и к разным врачам обращались, ничего не помогало. Единственное, что нас спасало — газоотводные трубочки. Ставили раз в 1-2 дня, после них малыш сразу какал, и вреда кишечнику от лекарств никакого. Еще помогали свечки глицериновые, но их часто и долго ставить нельзя, потому что они вызывают привыкание. Поэтому покупайте газоотводные трубочки, продаются в аптеках. Я покупала одноразовые, они стоят в районе 15 руб. за штуку.
Новорожденному ребенку кроме вашей любви и заботы, помимо кра
Крутая статья, спасибо. Не судите, ставила свечи саморобные из хоз мыла по старин
Источник
Синдром вегетативно-висцеральных нарушений
После перенесенной перинатальной патологии , наступают расстройства деятельности внутренних органов. Происходятизменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания, возникают кожно-трофические синдромы. Чем тяжелее поражена нервная система, тем выраженнее растройства, иногда требуютя даже реанимационные мероприятия. По мере улучшения состояния мозга отмечается регресс висцеральных расстройств.
Так как само по себе рождение является стрессом для ребенка у 65% детей первого года жизни наблюдаются висцеральные дисфункции пищевода, желудка и кишечника.
Это прежде всего проявляется срыгиваниями, приступами кишечных колик, расстройствами ритма дыхания, недостаточной прибавкой массы тела, изменением окраски кожных покровов (обычно в виде усиленного сосудистого рисунка либо бледности), расстройствами терморегуляции.
Срыгивание часто встречающийся симптом у грудных детей, и так как восстановление нервной системы происходит за 3-4 месяца, то до этого возраста он наблюдается у детей, которые в будущем не будут иметь проблем. Но если срыгивание сопровождается такими симптомами, как недостаточная прибавка массы тела, нарушения ритма дыхания (эпизоды апноэ с цианозом), повышенная нервная возбудимость, задержка психомоторного развития , расстройства сна, то неврологи оценят наличие срыгивания как проявление вегетативно — висцеральной дисфункции.
Необходимы мероприятия по восстановлению нервной системы, последствий возможного травматизма. Рекомендуем о проконсультироваться у остеопата (рекомендуем прочитать: Остеопатия для малышей ), своевременно начать курс лечебного массажа (не позднее месячного возраста), наблюдение невролога.
При лечении любых срыгиваний у детей необходима кор
Аникина И.Ю. Вегето-висцеральные нарушения у детей первого полугодия с синдромом рвоты и срыгивания // Вестник Чувашского университета. 2012. № 3. С. 280–284.
Вегето-висцеральные нарушения у детей первого полугодия с синдромом рвоты и срыгивания
Ключевые слова: срыгивание, рвота, гастроэзофагеальный рефлюкс, пищевод, желудок, вегето-висцеральные нарушения, вегетативный тонус.
Представлены данные изучения особенностей вегетативных нарушений у 35 детей в возрасте до 6 месяцев с синдромом срыгивания и рвоты, дана характеристика типов рефлюксов по рН-метрии. Полученные данные pH-метрии сопоставлены с результатами КИГ. Показана связь вида рефлюкса с перинатальным поражением нервной системы, а также необходимость дифференцированной терапии неврологической симптоматики, включая вегето-висцеральные нарушения. Предложена схема ступенчатой коррекции вегетативных нарушений у детей со срыгиваниями.
Vegetative-visceral disorders in children in the first six months of life with the syndrome of vomiting and regurgitation
Key words: regurgitation, vomiting, gastroesophageal reflux, esophagus, stomach, vegetative-visceral disorders, vegetative tonus.
The data of studying the characteristics of autonomic disorders in 35 children up to 6 months with the syndrome of regurgitation and vomiting, the characteristic types of reflux on pH-metry, compared with the results of CIG. The relationship of the form of reflux with perinatal lesions of the nervous system, the need for a differentiated treatment of neurological symptoms, including vegetative-visceral violation. A scheme for stepwise correction of vegetative disorders in children with regurgitation.
Синдром срыгивания и рвоты у детей первого года жизни в широкой педиатрической практике расценивается как функциональное состояние. Частота встречаемости функциональных отклонений ЖКТ у детей раннего возраста на фоне перинатального поражения нервной системы достаточно высока и, по различным источникам, составляет от 98% [6] до 55% [1, 4, 9], а в клинических проявлениях преобладает синдром рвоты и срыгивания.
У 70% детей синдром срыгивания и рвоты – проявление функциональных особенностей [4, 9].
В литературных источниках отсутствуют алгоритмы дифференциальной диагностики причин синдрома [7, 12], дифференциально-диагностические критерии гастроинтестинальных нарушений при перинатальных поражениях ЦНС, нет разработанной комплексной схемы обследования детей с синдромом срыгивания и рвоты.
Цель исследования – изучение особенностей вегетативной регуляции у детей первого года жизни с синдромом рвоты и срыгиваний.
Материалы и методы исследования. Нами обследовано 35 детей в возрасте от 1 до 6 месяцев с синдромом рвоты и срыгивания различной степени тяжести при наличии перинатального поражения ЦНС. Определяли: вегетовисцеральные нарушения у детей первого года жизни при синдроме рвоты и срыгивания; клинико-инструментальную характеристику функциональных (моторных) нарушений ЖКТ.
Объективно изучался соматический и неврологический статус с акцентированием на симптомы расстройства вегетативно-висцеральной системы. Для оценки состояния вегетативных дисфункций со стороны желудочно-кишечного тракта использовали параметры, характеризующие толерантность к пище, количество и объем срыгиваний, наличие и характер рвоты, суточный объем питания, кратность кормлений. Детям при необходимости проводились рентгенография органов брюшной полости, фиброгастродуоденоскопия, всем детям – кардиоинтервалография (КИГ), рН-метрия. Использовался портативный переносной ацидогастрометр «Гастроскан-24» с последующей передачей данных на ПЭВМ (компьютер), обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы «Гастроскан-24», разработанной НПП «Исток-Система». Для КИГ использовался трехканальный электрокардиограф «Аксион» ЭК 1Т-1/3-07 с выходом на ПЭВМ.
Результаты и их обсуждение. У 94,3% больных с пилороспазмом (таблица) при рН-метрическом исследовании выявлен патологический ГЭР, при этом все рефлюксы были кислыми. Кислотообразующая функция желудка установлена близко к норме у 80% детей, с тенденцией к гипоацидности – у 20%. Эвакуаторная функция желудка была сниженной у 70% детей, близка к физиологической норме – у 30%. Нормальным уровнем рН желудочного сока доношенных детей считали 2,3-3,6, у недоношенных – 4,7.
В группе детей без моторных нарушений (по ФГДС) у 40% (10) показатели рН-метрии были близки к норме (далее этих детей отнесли в группу сравнения). У 16% (4) детей определен патологический кислый гастроэзофагеальный рефлюкс, у 44% (11) – щелочной гастроэзофагеальный рефлюксы.
У детей с кислым ГЭР выявлены повышенная базальная кислотность желудочного сока, ускорение эвакуации пищи из желудка, что связано с пищеводно-желудочной недостаточностью при возможной дисфункции нервной системы (симпатических ганглиев).
В результате исследования у 94,3% детей с синдромом рвоты и срыгивания выявлены различные нарушения функции верхних отделов пищеварительного тракта (ВОПТ). У детей без синдрома рвоты и срыгивания отклонение рН-грамм выявлено только в 60% случаев (табл. 1). По результатам рН-метрии выявлено четыре типа нарушений функции верхних отделов пищеварительного тракта: 1 – пациенты с секреторными нарушениями в виде повышенной кислотности; 2 – пациенты с моторными нарушениями в виде гастроэзофагеального рефлюкса; 3 – пациенты с сочетанием этих нарушений; 4 – пациенты с недостаточным кислотообразованием. У пациентов без синдрома рвоты и срыгивания – в группе сравнения – по результатам проведенной рН-метрии выявлены только смешанные нарушения ВОПТ.
Показатели пролонгированной рН-метрии желудка, пищевода у детей с моторными нарушениями ВОПТ
При каждом типе нарушения функции ВОПТ выявлялась определенная неврологическая симптоматика. У детей с моторными нарушениями (2-я группа детей) в анамнезе была натальная травма шейного отдела позвоночника в 62%, у детей со смешанными нарушениями (3-я группа) – в 45% и у детей без проявлений срыгиваний синдром вегето-висцеральных нарушений – в 75% случаев. В 1-й группе (изолированная гиперацидность) и 4-й группе (недостаточность кислотообразования) имелся гипертензионно-гидроцефальный синдром в 55 и 47% случаев.
При моторных нарушениях ЖКТ синдром рвоты и срыгивания начинал проявляться с 14-го дня жизни или после 4 мес. различными объемами, часто обильными, «фонтаном» с различным интервалом после кормления, с различной частотой (редко или до 10 раз в сут.), чаще после беспокойства ребенка. При гипоацидном состоянии отмечаются срыгивания с рождения, после каждого кормления (до 20 раз в сут.), во время беспокойства или кормления, иногда перед кормлением, различного объема (от небольшого до обильного), неизмененным молоком. У детей присутствуют симптомы нарушения обмена, белково-энергетической недостаточности и неврологического фона.
При обследовании детей с перинатальным поражением нервной системы в виде синдрома вегето-висцеральных дисфункций выявлены функциональные нарушения всех органов и систем. Маркером синдрома вегето-висцеральных нарушений признаны функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, которые регистрируются у большинства детей и проявляются клинически.
У 40% детей имеются нарушения микроциркуляции различной степени. У 65% детей нарушения микроциркуляции сочетаются с достоверным изменением частоты сердечных сокращений, у 16% – с нарушениями ритма сердца. Выделены типы вегетативных дисфункций со стороны сердечно-сосудистой системы у детей с перинатальным поражением нервной системы: сосудистый, сердечно-сосудистый и аритмии.
Вегето-висцеральные дисфункции у 72% детей проявлялись со стороны многих систем. Сочетание синдрома рвоты и срыгиваний и сердечно-сосудистых нарушений отмечалось в 2/3 случаев. Вегетативные нарушения выявлялись у всех детей с синдромом срыгивания и рвоты. При объективном осмотре отмечено сочетание диспепсического синдрома и вегетативной лабильности (изменение цвета, температуры, влажности кожи, дермографизма, непостоянный акроцианоз, нарушения ритма сердца и дыхания, лабильность пульса, общее беспокойство, расстройства сна, эмоциональная лабильность, гиперактивность или вялость).
Нормальные показатели КИГ (как и в группе здоровых детей) выявлены только у 7,5% детей с синдромом рвоты и срыгивания. У остальных детей в исходном вегетативном статусе преобладает гиперсимпатикотония. Во 2-й и 4-й группах выявлена централизация вегетативной регуляции с активацией симпатического отдела ВНС и реализацией центрального стимулирования нервным путем. В 1-й группе и группе сравнения выявлены усиление вагусно-холинергических влияний и недостаточная централизация управления. Наиболее выражены изменения параметров у детей группы сравнения (здоровые дети с клиникой кишечных дисфункций). У детей с повышенной кислотностью преобладает парасимпатическая регуляция, проявляющаяся соотношением активности симпатического и парасимпатического отделов, как и у здоровых детей. У пациентов со смешанными нарушениями (гиперацидность и моторные нарушения) был значительный разброс показателей.
Лечение любых срыгиваний у грудных детей должно быть комплексным, от этапа к этапу все более интенсивным (терапия Step-up), а при получении эффективного результата показано поэтапное уменьшение активности лечения (терапия Step-down).
При подборе терапии у ребенка с синдромом вегето-висцеральных нарушений необходимо учитывать этиологический фактор, исходный вегетативный статус, вегетативную реактивность, вегетативное обеспечение функций и клиническое проявление синдрома вегетативных дисфункций (синдром рвоты и срыгивания). Этапами лечения являются водные процедуры, лечебный массаж, физиотерапевтические методы, медикаментозная терапия с дифференцированным подходом, минимально достаточным. В начале лечения используют щадящие препараты с наименьшим побочным действием: фитосредства, витамины, препараты калия, магния и кальция, а также седативные средства (растительного происхождения) и растительные адаптогены. При симпатикотонии: фитосредства с седативным эффектом, витамины А и Е, препараты калия и магния. При ваготонии используют общетонизирующие препараты, витамины В6 и С, препараты кальция. Для дальнейшей коррекции вегетативных дисфункций возможен переход на терапию нейрометаболическими психостимуляторами, включающими метаболические и ноотропные препараты, церебропротекторы (уменьшающие проявления вегетативных дисфункций и улучшающие обменные процессы в надсегментарных структурах), способствующими улучшению обменных процессов и кровообращения в головном мозге, повышающими его устойчивость к гипоксии, усиливающими усвоение глюкозы.
В тяжелых случаях возможна оксигенотерапия, антиоксидантная терапия, инфузии антигеморрагических и антигипоксических средств, гормонов, витаминно-энергетических смесей. Комплексное регулирующее воздействие на вегетативную систему (на механизмы нейроэндокринной регуляции и вегетативные центры) оказывают различные виды лечебного массажа, упражнения в воде, сухая иммерсия, рефлексотерапия. Возможно применение других физических воздействий: аэроионотерапии, ароматерапии, музыкотерапии.