Давление камаза на поверхность
нагрузка от грузовой машины с песком в кгс/кв.м
Конструкции зданий и сооружений
Рассчитать монолитный сплошной фундамент, на нагрузку от самосвала с песком.
Конструкция фундамента такая:
1.ПД(плиты дорожная) (марку не знаю, но толщина 100мм)
2.монолит (бетон с арматурой, толщиной 150мм.) (монолитная часть заармированна и скреплена с дорожными плитами)
Требуется определить какая должна быть марка бетона в монолите, чтобы такой фундамент выдержал грузовую машину с песком массой 25т.
Примерно хотя бы прикиньте.
Сообщение от MasterZim:
Рассчитать невозможно. Мало исходных данных
В зависимости от исходных:
— монолитная часть вообще может не потребоваться
— даже самого прочного бетона будет недостаточно (например все утонет если основание болото)
и еще маленькое добавление от меня : СТРОИТЕЛИ НАЦМЭНЫ это учитывайте
Какие исходные данные нужны? Основание песок средней крупности.
Я же уточнил, мне НЕ нужна точная цифра. представьте в голове картинку и оцените, опыт должно хватить на такую не трудную задачку.
Я правильно рассуждаю:?
1. 25 000 кг *9,8 мс2 = 250 000 кгс.
2. теперь прикидываем на площадь, 6 (+4 на двух задних осях дополнительные), 250 000/10=25 000 кгс.
3. опирание одного колеса примерно возьмем 20 см * 35 см = 700 см2
4. 25 000 кгс / 700 см2 = 35 кгс/см2 — давление от одного колеса на бетон.
Даже если учесть что расчеты для предельно идеальных условий и с макс. пренебрежением, даже увеличив в два раза — ВЫДЕРЖИТ ЛЮБАЯ марка бетона.
да грунт.
Мой принцип расчета правильный?
Тогда вопрос, где и как учитывается высота монолитной и плитной части ф.?
в во сколько раз увеличится нагрузка от самосвала, если она станет динамичной. (т.е. например он в движении) Это сильно повлияет на расчет?
ну допустим подготовка песч. 10см, затем песок средней крупности, как вы сказали 5 м. Допустим так.
Что дальше? Как это изменит расчет?
Фундамент для 2х эт. дома. Уже рассчитаный. Хотим выгрузить песок на него, боимся что разорвется фундамент. Но выяснить как это в теории мне принципиально.
Нихрена не ясно. Чё считаем? По русски рассказать можешь?
«боимся что разорвется фундамент». От чего он должен разорваться? От того что сделаете обратную засыпку?
Сообщение от mik89:
. Мой принцип расчета правильный.
кстати неправильный. 25 тонн это уже вес и не надо умножать на 9,8.
Я бы не стал рисковать, высыпайте не заезжая, т.к. что под плитой на самом деле — неизвестно.
Нам бы схемку, аль чертеж.
Вот схема.
Вопрос рисковать или нет, Вопрос — как расчитать более менее ближе к реальности такое?
размеры Ф. в шапке темы.
Если самосвал просто выехал покататься по дорожным плитам, уложенным по песку, то монолитная часть не требуется. Дорожные плиты они на то и дорожные что расчитаны на такую нагрузку.
Другой вопрос что это за фундамент? Что еще кроме самосвала на нем планируется построить? Это будет определяющим.
ЗЫ: Если грунт основания хороший, то и дорожные плиты могут быть лишними. (вспомни проселочные дороги России-матушки)
ЗЫЗЫ: если это фундамент дома и он расчитан, то за самосвал можно не бояться, а насчет дома. Сомнительный фундамент.
Действительно, плиты сами по себе должы выдержать вес грузовика, однако никто на этом форуме (да думаю и на любом другом) не даст Вам гарантий.
Возможно плиты БУ, возможно где-то есть пустоты или не уплотненный грунт. И монолит в данном случае не поможет, если плиты начнут «гулять».
Т.к. фундамент вам кто-то уже считал — вот у них и нужно уточнять.
Сообщение от :
Другой вопрос что это за фундамент? Что еще кроме самосвала на нем планируется построить? Это будет определяющим.
Строится двухэтажный дом. Планировался вообще только монолитный пояс под Фунд.блоки. решили залить все (не знаю зачем)
Теперь хотим выгрузить на него грунт для дальн. строительства. Места больше нет, кроме как на фундамент. Выдержит он? и Главный вопрос.
Мой расчет в принципе правильный?
Сообщение от :
1. 25 000 кг *9,8 мс2 = 250 000 кгс.
2. теперь прикидываем на площадь, 6 (+4 на двух задних осях дополнительные), 250 000/10=25 000 кгс.
3. опирание одного колеса примерно возьмем 20 см * 35 см = 700 см2
4. 25 000 кгс / 700 см2 = 35 кгс/см2 — давление от одного колеса на бетон.
Даже если учесть что расчеты для предельно идеальных условий и с макс. пренебрежением, даже увеличив в два раза — ВЫДЕРЖИТ ЛЮБАЯ марка бетона.
Сообщение от :
Возможно плиты БУ, возможно где-то есть пустоты или не уплотненный грунт.
плиты БУ, допустим пустот нет, грунт уплотнен подручными средствами (не имею понятия как они его уплотняли, но предположим как то уплотнили).
Кстати спасибо за интерес к теме. Мне принципиально важно разобраться в структуре таких расчетов.
Мне утверждают что самосвал разрушит фундамент, я хочу доказать обратное. Помогите разобраться пожалуйста.
Сообщение от mik89:
Строится двухэтажный дом.
Теперь хотим выгрузить на него грунт для дальн. строительства. Выдержит он? и Главный вопрос.
Мой расчет в принципе правильный?
Про расчет уже писал выше. Самосвал то фундамент выдержит при любой марке бетона, а если это фундамент дома, то в нормах пишут должна быть не меньше В20. Кстати насчет толщины 15см монолита — не маловато для двухэтажного дома? Дорожные плиты можно считать как подбетонку, а выше фундамент. Для двухэтажного дома я бы брал не менее 300мм (естественно не по всей площади, а под стенами) Если в доме подвал, то тогда сплошная плита не менее 300мм (в зависимости от пролетов), армированная снизу и сверху, с гидроизоляцией под плитой, Стены подвала принял бы тоже монолитные.
Но вот что за дом ты даже не сказал (кроме как двухэтажный)
— с подвалом?
— какие стены?
— какие перекрытия?
— какие пролеты между стенами?
и т.д.
Сообщение от mik89:
Мне утверждают что самосвал разрушит фундамент
Не боись. Самосвал не разрушит (я так понял там поверх плит уже сделали армированную набетонку? или пока определяете какую марку бетона лить?)
Сообщение от mik89:
Мне принципиально важно разобраться в структуре таких расчетов.
Этому учат в институте 5 лет, и неподготовленному это не под силу. Вот ты посчитал и ошибся почти в 10 раз.
Сообщение от :
Но вот что за дом ты даже не сказал (кроме как двухэтажный)
— с подвалом?
— какие стены?
— какие перекрытия?
— какие пролеты между стенами?
С подвалом. жилое.
По проекту все так как ты сказал, но почему то решили делать так как я нарисовал. То есть толщина монолитной части 15 см (в проекте была 30) Армирование осталось по проекту, и такое же как ты указал.
Остальной конструктив я не знаю, и меня пока что он не волнует.
Меня интересует только
1. в каких условиях согласно моей схеме такой фундамент выдержит самосвал с песком?
2. Правильна ли моя упрощенная методика расчета?
Сообщение от :
(я так понял там поверх плит уже сделали армированную набетонку? или пока определяете какую марку бетона лить?)
набетонку уже сделали. Марка бетона не знаю какая. Это и нужно выяснить при какой марке и каких условиях Ф. выдержит.
p.s. еще раз спасибо за интерес к теме.
Мне больше интересно разобраться с марками бетона и как он рассчитывается на подобные нагрузки. (принцип)
Сообщение от mik89:
. Правильна ли моя упрощенная методика расчета.
методика расчета может быть совсем другой:
Нормальное давление в шинах камаза 6 атмосфер — 6 кг/кв.см
при 25 тоннах опорная площадь всех колес (их шесть) 25000:6:6=700кв.см на колесо (это ты угадал)
На одно колесо нагрузка 4,2 тонны.
Нагрузка через бетон растекается примерно под 45 градусов, при полной толщине 25см площадь в уровне низа дорожной плиты — 5950 кв.см и давление на грунт 4200_5950=0,7 кг/кв.см — столько давление под стопой человека.
Грунт ты написал — уплотненный песок. Он держит и поболе этого. И это без учета распределения нагрузки на гораздо бОльшую площадь за счет работы самой плиты на упругом основании. С грунтом все впорядке — держит. Сама плита рассчитана на такую колесную нагрузку, а набетонка просто в запас.
Leonid555 опередил 🙂 Похожие кстати результаты 🙂
Оо. Спасибо огромное. Вот теперь все стало предельно ясно.
Только одно маленькое уточнение.
Сообщение от :
то площадь основания пирамиды продавливания от колеса составит (20+25*2)*(20+25*2)=4900 см.кв .
почему высоту (25) умножаем на два ?
Я снип почитал, на эту формулу в нем поглядел, там она немного другая.
Объясните, пожалуйста откуда такая формула?
Это усеченная пирамида, или что это такое?
И еще. Если фундамент залит только неделю назад. Это значит он уже набрал 70% прочность. Значит ли это что он все равно выдержит самосвал?
Параметры давления в шинах различных моделей Камаз
Безопасность движения по дорогам общего пользования исключает возможность езды на колесах с давлением в шинах, отличающимся от нормативного. Камаз – тяжелый автомобиль, который, при всех своих достоинствах, имеет большую массу, и удержать его на дороге при спущенных или перекачанных колесах тяжело. Материальный аспект также немаловажен ввиду высокой стоимости комплектующих и запчастей.
Правильно накачанные шины экономят деньги
Любой автомобиль, передвигающийся на спущенных шинах, служит причиной неоправданных денежных затрат, а Камаз – особенно. Заниженное давление принесет массу проблем, не зависимо от модели и применения:
- Камаз 4308. Грузовой автомобиль для города с небольшой базой и грузоподъемностью. Количество скатов- 6.
- Камаз 4310. Так называемый «лесовоз». Приспособлен для передвижения по пересеченной местности, бездорожью, грунтовым дорогам.
- Камаз 43118. Универсальный автомобиль, который используется в качестве самосвалов, тягачей, бортовых грузовиков.
- Камаз 5320. В большинстве случаев – бортовая машина, приспособленная для передвижения по асфальту.
- Камаз 65115. Ломовая лошадь, созданная для работы в промышленной сфере (строительство, горнодобыча, металлургия и т.д.)
Шины грузового автомобиля
Естественно, давление в колесах Камаз 65115 большее, нежели у Камаза 4308. В любом случае, если не поддерживать его в пределах нормы, последствиями будут:
- снижение управляемости;
- преждевременный износ и выход из строя деталей ходовой части и коробки передач;
- увеличение тормозного пути;
- риск разбортировать колесо на ходу;
- перерасход топлива.
Завышенное давление в шинах Камаза также не принесет ничего хорошего:
- Центральная часть протектора бысто сотрется.
- Повышенное давление в шинах автомобиля Камаз – причина заносов и аварий.
- Вибрация разрушает корпус, раму и все механические узлы и крепления.
- Увеличивается риск проколоть колесо.
- Шина может взорваться.
Не имеет значение, какое давление, но если оно не соответствует нормативному, риск нанести вред участникам дорожного движения и кошельку увеличивается в разы.
Измерение давления в шинах
Какое давление считается номативным?
Количество и степень сжатия закачанного в баллон воздуха должно быть таким, как указано в специализированной таблице, прилагаемой и руководству по эксплуатации. На металлической табличке, прикрепленной к дверному проему кабины. Если данные нечитаемы или табличка отсутствует, позаботьтесь, чтобы у вас в бардачке всегда была распечатанная памятка, где указано какое давление в шинах вашего Камаза должно быть.
В таблице видима взаимосвязь размера шины и нормативного давления. Оно зависит также от нагрузки на ось. У различных моделей давление разное. Так легковесный Камаз 43118 ездит на колесах с меньшей закачкой, нежели тяжеловоз Камаз 65115. Но в некоторых случаях искусственно занижать давление в шинах даже рекомендуется.
Допустимые отклонения давления
Учитывая, что Камаз 4310 работает в условиях бездорожья, (в отличие от Камаз 4320, созданного для асфальтированных дорог) не исключается возможность застрять в болоте, грязи или снегу. Чтобы выехать нужно понизить показания манометра. За счет этого покрышки становятся более эластичными, что увеличивает площадь соприкосновения с нестабильным грунтом, раскрывает протектор (заставляя его вгрызаться) и дает возможность наползти на препятствие без пробуксовки.
Существует привязка показателей давления и типа грунта:
- Болотистая местность. Передвигаясь на 78,4 кПа, что соответствует 0,78 бар, или 0,8 кгс/см 2 , можно проехать 600 км при скорости 12-15 км/ч.
- Снежные заносы. Закачав 108 кПа, 1,09 бар, 1,1 кгс/см 2 , вы преодолеете 780-820 км, если скорость не будет выше 22-25 км/ч, а она не будет.
- Песчаное покрытие. Разогнавшись до 40 км/ч на скатах с плотностью закачки в 195 кПа, 1,98 бар, 2,0 кгс/см 2 , можно проехать свыше 1400 км.
Приведенные сведения являются достоверными для всех моделей. Так, давление в шинах Камаз 43118 (так называемый универсал) можно поддерживать в нормах для песчаного покрытия, что даст возможность проехать полторы тысячи километров по смешанному покрытию (асфальт, чередующийся с грунтовкой).
Но имеется в виду, что данный режим подкачки применяется только для тяжелых участков. Выбравшись на твердую поверхность необходимо довести давление до номинального, в противном случае владельца машины настигнут последствия, о которых мы писали ранее.
Нормативные показатели указываются в технической документации для каждого типа грузовика. Так одна модель, эксплуатируемая в качестве бетоновоза, тягача для полуприцепа или бортовой машины будут разными. Здесь опубликованы сведения о самых распространенных модификациях, передвигающихся по дорогам нашей страны.
Физика (7 класс)/Давление
Содержание
Давление. Единицы давления.
По рыхлому снегу человек идёт с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него. Почему? На лыжах или без лыж человек действует на снег с одной и той же силой, равной своему весу. Однако действие этой силы в обоих случаях различно, потому что различна площадь поверхности, на которую давит человек, с лыжами и без лыж. Площадь поверхности лыж почти в 20 раз больше площади подошвы. Поэтому, стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой, в 20 раз меньшей, чем стоя на снегу без лыж.
Ученик, прикалывая кнопками газету к доске, действует на каждую кнопку с одинаковой силой. Однако кнопка, имеющая более острый конец, легче входит в дерево.
Значит, результат действия силы зависит не только от её модуля, направления и точки приложения, но и от площади той поверхности, к которой она приложена (перпендикулярно которой она действует).
Этот вывод подтверждают физические опыты.
По углам небольшой доски надо вбить гвозди. Сначала гвозди, вбитые в доску, установим на песке остриями вверх и положим на доску гирю. В этом случае шляпки гвоздей лишь незначительно вдавливаются в песок. Затем доску перевернем и поставим гвозди на острие. В этом случае площадь опоры меньше, и под действием той же силы гвозди значительно углубляются в песок.
От того, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, зависит результат действия этой силы.
В рассмотренных примерах силы действовали перпендикулярно поверхности тела. Вес человека был перпендикулярен поверхности снега; сила, действовавшая на кнопку, перпендикулярна поверхности доски.
Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется давлением.
Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности:
давление = сила / площадь.
Обозначим величины, входящие в это выражение: давление — p, сила, действующая на поверхность, — F и площадь поверхности — S.
Тогда получим формулу:
Понятно, что бóльшая по значению сила, действующую на ту же площадь, будет производить большее давление.
За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 перпендикулярно этой поверхности.
Единица давления — ньютон на квадратный метр ( 1 Н / м 2 ). В честь французского ученого Блеза Паскаля она называется паскалем (Па). Таким образом,
Используется также другие единицы давления: гектопаскаль (гПа) и килопаскаль (кПа).
Пример. Рассчитать давление, производимое на пол мальчиком, масса которого 45 кг, а площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 300 см 2 .
Запишем условие задачи и решим её.
Дано: m = 45 кг, S = 300 см 2 ; p = ?
В единицах СИ: S = 0,03 м 2
P = 9,8 Н · 45 кг ≈ 450 Н,
p = 450/0,03 Н / м 2 = 15000 Па = 15 кПа
‘Ответ’: p = 15000 Па = 15 кПа
Способы уменьшения и увеличения давления.
Тяжелый гусеничный трактор производит на почву давление равное 40 — 50 кПа, т. е. всего в 2 — 3 раза больше, чем давление мальчика массой 45 кг. Это объясняется тем, что вес трактора распределяется на бóльшую площадь за счёт гусеничной передачи. А мы установили, что чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое одной и той же силой на эту опору.
В зависимости от того, нужно ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивается или уменьшается. Например, для того, чтобы грунт мог выдержать давление возводимого здания, увеличивают площадь нижней части фундамента.
Шины грузовых автомобилей и шасси самолетов делают значительно шире, чем легковых. Особенно широкими делают шины у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях.
Тяжелые машины, как трактор, танк или болотоход, имея большую опорную площадь гусениц, проходят по болотистой местности, по которой не пройдет человек.
С другой стороны, при малой площади поверхности можно небольшой силой произвести большое давление. Например, вдавливая кнопку в доску, мы действуем на нее с силой около 50 Н. Так как площадь острия кнопки примерно 1 мм 2 , то давление, производимое ею, равно:
p = 50 Н/ 0, 000 001 м 2 = 50 000 000 Па = 50 000 кПа.
Для сравнения, это давление в 1000 раз больше давления, производимого гусеничным трактором на почву. Можно найти еще много таких примеров.
Лезвие режущих и острие колющих инструментов (ножей, ножниц, резцов, пил, игл и др.) специально остро оттачивается. Заточенный край острого лезвия имеет маленькую площадь, поэтому при помощи даже малой силы создается большое давление, и таким инструментом легко работать.
Режущие и колющие приспособления встречаются и в живой природе: это зубы, когти, клювы, шипы и др. — все они из твердого материала, гладкие и очень острые.
Мы уже знаем, что газы, в отличие от твердых тел и жидкостей, заполняют весь сосуд, в котором находятся. Например, стальной баллон для хранения газов, камера автомобильной шины или волейбольный мяч. При этом газ оказывает давление на стенки, дно и крышку баллона, камеры или любого другого тела, в котором он находится. Давление газа обусловлено иными причинами, чем давление твердого тела на опору.
Известно, что молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками сосуда, в котором находится газ. Молекул в газе много, поэтому и число их ударов очень велико. Например, число ударов молекул воздуха, находящегося в комнате, о поверхность площадью 1 см 2 за 1 с выражается двадцатитрехзначным числом. Хотя сила удара отдельной молекулы мала, но действие всех молекул на стенки сосуда значительно, — оно и создает давление газа.
Итак, давление газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызывается ударами молекул газа.
Рассмотрим следующий опыт. Под колокол воздушного насоса поместим резиновый шарик. Он содержит небольшое количество воздуха и имеет неправильную форму. Затем насосом откачиваем воздух из-под колокола. Оболочка шарика, вокруг которой воздух становится все более разреженным, постепенно раздувается и принимает форму правильного шара.
Как объяснить этот опыт?
В нашем опыте движущиеся молекулы газа непрерывно ударяют о стенки шарика внутри и снаружи. При откачивании воздуха число молекул в колоколе вокруг оболочки шарика уменьшается. Но внутри шарика их число не изменяется. Поэтому число ударов молекул о внешние стенки оболочки становится меньше, чем число ударов о внутренние стенки. Шарик раздувается до тех пор, пока сила упругости его резиновой оболочки не станет равной силе давления газа. Оболочка шарика принимает форму шара. Это показывает, что газ давит на ее стенки по всем направлениям одинаково. Иначе говоря, число ударов молекул, приходящихся на каждый квадратный сантиметр площади поверхности, по всем направлениям одинаково. Одинаковое давление по всем направлениям характерно для газа и является следствием беспорядочного движения огромного числа молекул.
Попытаемся уменьшить объем газа, но так, чтобы масса его осталась неизменной. Это значит, что в каждом кубическом сантиметре газа молекул станет больше, плотность газа увеличится. Тогда число ударов молекул о стенки увеличится, т. е. возрастет давление газа. Это можно подтвердить опытом.
На рисунке а изображена стеклянная трубка, один конец которой закрыт тонкой резиновой пленкой. В трубку вставлен поршень. При вдвигании поршня объем воздуха в трубке уменьшается, т. е. газ сжимается. Резиновая пленка при этом выгибается наружу, указывая на то, что давление воздуха в трубке увеличилось.
Наоборот, при увеличении объема этой же массы газа, число молекул в каждом кубическом сантиметре уменьшается. От этого уменьшится число ударов о стенки сосуда — давление газа станет меньше. Действительно, при вытягивании поршня из трубки объем воздуха увеличивается, пленка прогибается внутрь сосуда. Это указывает на уменьшение давления воздуха в трубке. Такие же явления наблюдались бы, если бы вместо воздуха в трубке находился бы любой другой газ.
Итак, при уменьшении объема газа его давление увеличивается, а при увеличении объема давление уменьшается при условии, что масса и температура газа остаются неизменными.
А как изменится давление газа, если нагреть его при постоянном объеме? Известно, что скорость движения молекул газа при нагревании увеличивается. Двигаясь быстрее, молекулы будут ударять о стенки сосуда чаще. Кроме того, каждый удар молекулы о стенку будет сильнее. Вследствие этого, стенки сосуда будут испытывать большее давление.
Следовательно, давление газа в закрытом сосуде тем больше, чем выше температура газа, при условии, что масса газа и объем не изменяются.
Из этих опытов можно сделать общий вывод, что давление газа тем больше, чем чаще и сильнее молекулы ударяют о стенки сосуда.
Для хранения и перевозки газов их сильно сжимают. При этом давление их возрастает, газы необходимо заключать в специальные, очень прочные баллоны. В таких баллонах, например, содержат сжатый воздух в подводных лодках, кислород, используемый при сварке металлов. Конечно же, мы должны навсегда запомнить, что газовые баллоны нельзя нагревать, тем более, когда они заполнены газом. Потому что, как мы уже понимаем, может произойти взрыв с очень неприятными последствиями.
Закон Паскаля.
В отличие от твердых тел отдельные слои и мелкие частицы жидкости и газа могут свободно перемещаться относительно друг друга по всем направлениям. Достаточно, например, слегка подуть на поверхность воды в стакане, чтобы вызвать движение воды. На реке или озере при малейшем ветерке появляется рябь.
Подвижностью частиц газа и жидкости объясняется, что давление, производимое на них, передается не только в направлении действия силы, а в каждую точку. Рассмотрим это явление подробнее.
На рисунке, а изображен сосуд, в котором содержится газ (или жидкость). Частицы равномерно распределены по всему сосуду. Сосуд закрыт поршнем, который может перемещаться вверх и вниз.
Прилагая некоторую силу, заставим поршень немного переместиться внутрь и сжать газ (жидкость), находящийся непосредственно под ним. Тогда частицы (молекулы) расположатся в этом месте более плотно, чем прежде(рис, б). Благодаря подвижности частицы газа будут перемещаться по всем направлениям. Вследствие этого их расположение опять станет равномерным, но более плотным, чем раньше (рис, в). Поэтому давление газа всюду возрастет. Значит, добавочное давление передается всем частицам газа или жидкости. Так, если давление на газ (жидкость) около самого поршня увеличится на 1 Па, то во всех точках внутри газа или жидкости давление станет больше прежнего на столько же. На 1 Па увеличится давление и на стенки сосуда, и на дно, и на поршень.
Давление, производимое на жидкость или газ, передается на любую точку одинаково во всех направлениях.
Это утверждение называется законом Паскаля.
На основе закона Паскаля легко объяснить следующие опыты.
На рисунке изображен полый шар, имеющий в различных местах небольшие отверстия. К шару присоединена трубка, в которую вставлен поршень. Если набрать воды в шар и вдвинуть в трубку поршень, то вода польется из всех отверстий шара. В этом опыте поршень давит на поверхность воды в трубке. Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Таким образом, давление поршня передается в каждую точку жидкости, заполняющей шар. В результате часть воды выталкивается из шара в виде одинаковых струек, вытекающих из всех отверстий.
Если шар заполнить дымом, то при вдвигании поршня в трубку из всех отверстий шара начнут выходить одинаковые струйки дыма. Это подтверждает, что и газы передают производимое на них давление во все стороны одинаково.
Давление в жидкости и газе.
На жидкости, как и на все тела на Земле, действует сила тяжести. Поэтому, каждый слой жидкости, налитой в сосуд, своим весом создает давление, которое по закону Паскаля передается по всем направлениям. Следовательно, внутри жидкости существует давление. В этом можно убедиться на опыте.
В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой пленкой, нальем воду. Под действием веса жидкости дно трубки прогнется.
Опыт показывает, что, чем выше столб воды над резиновой пленкой, тем больше она прогибается. Но всякий раз после того, как резиновое дно прогнулось, вода в трубке приходит в равновесие (останавливается), так как, кроме силы тяжести, на воду действует сила упругости растянутой резиновой пленки.
Диагностика пневмопривода тормозных систем КамАЗ
Для проведения диагностирования пневмопривода тормозных систем необходимо иметь хотя бы один контрольный манометр и использовать клапаны контрольного вывода, имеющиеся на автомобиле
Работа с одним манометром является весьма трудоемкой, а использование только штатных клапанов контрольного вывода значительно затрудняет поиск неисправностей целого ряда приборов.
Поэтому при углубленной проверке работоспособности пневмопривода следует пользоваться комплектом контрольных манометров, а также набором штуцеров, переходников и соединительных головок, позволяющих измерить давление в любой магистрали.
В начале проверяется исправность ламп и зуммера. При нажатии на кнопку в блоке контрольные лампы должны загораться.
Лампы горят, если давление в соответствующих баллонах ниже 4,8. 5,2 кгс/см 2 . Зуммер работает, если горит хотя бы одна лампа.
Далее, запустив двигатель, заполняйте пневмопривод сжатым воздухом.
При частоте вращения коленчатого вала двигателя 2200 об/мин исправный компрессор закачивает тормозную систему (лампочки гаснут) за 8 мин.
Если время заполнения больше, то возможна негерметичность пневмопривода, загрязнен или замерз фильтр в регуляторе или в компрессоре неисправны клапаны.
Если изношена цилиндропоршневая группа, то, имея малую производительность, компрессор вместе с воздухом будет подавать в пневмопривод масло, которое скапливается вместе с конденсатом в баллонах и выбрасывается из регулятора давления.
При достижении давления в системе 7,0 . 7,5 кгс/см 2 регулятор давления срабатывает, и воздух от компрессора непрерывно выходит через атмосферный вывод. Несколько раз нажмите и отпустите педаль тормоза.
Давление в пневмоприводе уменьшится до 6.2 . 6,5 кгс/см 2 .
В регуляторе давления закроется разгрузочный клапан, и компрессор вновь увеличит давление в пневмоприводе до 7,0 . 7,5 гс/см 2 .
Давление открытия и закрытия клапана в регуляторе давления контролируется по двухстрелочному манометру в кабине или по манометру, подсоединенному к клапану контрольного вывода на конденсационном баллоне.
Регулировать давление воздуха в пневмоприводе нужно винтом сверху регулятора давления.
Отклонения в работе регулятора давления: резкий сброс воздуха в процессе заполнения системы, открытие клапана при низком или высоком давлении и невозможность его регулировки — указывают на неисправность прибора и необходимость его ремонта.
Проверьте пневматический тормозной привод на герметичность
При неработающем компрессоре и выключенных потребителях (тормозная педаль отпущена, стояночный тормоз включен) падение давления за 30 минут проверки должно быть менее 0,5 кгс/см 2 .
При включенных потребителях (тормозная педаль нажата, стояночный тормоз выключен) падение давления за 15 минут проверки должно быть также менее 0,5 кгс/см 2 .
Для проверки работы защитных клапанов подключите к клапану контрольного вывода на баллоне стояночного тормоза манометр.
Стравите воздух из баллона переднего моста, используя клапан для слива конденсата.
Падение давления при этом должна показывать только верхняя стрелка штатного манометра.
Давление в баллонах задней тележки и стояночного тормоза измениться не должно.
Если давление уменьшается в баллонах задней тележки, то неисправен тройной защитный клапан, а падение давления в баллонах стояночного тормоза указывает на неисправность двойного или одинарного защитного клапана (в зависимости от компоновки пневмопривода), питающего этот контур.
Для того чтобы проверить исправность пневматического привода рабочего тормоза, нужно присоединить манометры к клапанам контрольного вывода на ограничителе давления и сзади на раме над задним мостом.
Показания этих манометров соответствуют давлению в передних тормозных камерах и тормозных камерах задней тележки.
При нажатии на педаль тормоза до упора давление по двухстрелочному манометру должно снизиться не более чем на 0,5 кгс/см 2 (воздух из баллонов поступил в тормозные камеры, и давление упало), давление в передних тормозных камерах должно возрасти до 7,0 кгс/см 2 и стать равным показаниям верхней шкалы манометра в кабине.
Давление в задних тормозных камерах также возрастает до 2,5 . 3,0 кгс/см 2 для порожнего автомобиля.
Если поднять вверх вертикальную тягу привода регулятора тормозных сил на величину статического прогиба подвески, то давление в задних тормозных камерах должно возрасти до 7,0 кгс/см 2 (показание нижней шкалы манометра).
Статический прогиб подвески при загрузке зависит от жесткости рессор, так, для базовых моделей он составляет соответственно: КамАЗ-5320 — 40 мм, КамАЗ-5410 — 42 мм, КамАЗ-5511 — 34 мм.
Привод регулятора тормозных сил регулируется изменением длины вертикальной тяги и изменением длины рычага регулятора. Длину тяги устанавливают таким образом, чтобы на порожнем автомобиле при полностью нажатой педали тормоза давление в задних тормозных камерах было не ниже 2,5 кгс/см2. длина Рычага регулятора устанавливается постоянной для данной модели:
КамАЗ-5320—105 мм, КамАЗ-5410—105 мм, КамАЗ-5511—95 мм. После отпускания педали тормоза воздух из тормозных камер должен выходить без задержки и полностью.
Если не обеспечивается номинальное давление (7,0 кгс/см2) в передних и задних тормозных камерах при полном нажатии на педаль, то необходимо, прежде всего, проверить правильность регулировки механического привода тормозного крана (рис. 1).
Привод имеет две регулировочные вилки: на тяге педали и на промежуточной тяге доступ к первой регулировочной вилке обеспечивается при поднятой облицовке передка.
Укорачивая тягу педали, мы поднимаем педаль в кабине, полный ход педали увеличивается, он должен быть равен 100 . 140 мм.
При полном нажатии на педаль ход рычага двухсекционного тормозного крана составляет 31 мм.
В эксплуатации встречаются автомобили, у которых велико время растормаживания, зачастую это связано с отсутствием свободного хода педали тормоза, который регулируется вилкой на промежуточной тяге и должен составлять 20. 40 мм.
Если не обеспечивается максимальное давление в одном из контуров рабочего тормоза, а давление в другом нормальное, то необходимо присоединить манометр к выходу соответствующей секции тормозного крана: к верхней — при плохой работе контура задней тележки, к нижней — при плохой работе контура переднего моста.
Манометры нужно присоединять к боковым (по ходу автомобиля) выводам вместо датчиков «стоп» — сигналов на самосвалах или трубопроводов, идущих к двухпроводному клапану на автомобилях-тягачах.
При нажатии на педаль необходимо сравнить давление на выходе тормозного крана и в тормозных камерах. При полном нажатии на педаль величины давления на выходе тормозного крана и ограничителя давления должны сравняться.
Давление в задних тормозных камерах зависит от положения рычага регулятора тормозных сил: в нижнем положении «порожний» — 2,5 кгс/см2, в верхнем положении «груженый» — 7,0 кгс/см2.
Сравнивая показания манометров и зная характеристики приборов, можно легко обнаружить, какой из них неисправен.
При торможении рабочим тормозом нужно проверить ход штоков тормозных камер.
Для автомобилей КамАЗ-5320, 5410, 55102 он равен 20 . 30 мм, КамАЗ-5511, КамАЗ-53212, 54112 — 25 . 35 мм. допускается разница в ходе штоков тормозных камер на одном мосту — 2. 3 мм.
Давление в шинах грузового автомобиля — таблица
Если бы не пневматическая шина, едва ли автомобиль достиг бы такой популярности, которую он имеет сейчас. А если разобраться, то покрышка — это просто резервуар, наполненный воздухом, которому нужно выдержать определённую нагрузку в течение определённого времени. Покрышка грузового автомобиля работает в очень тяжёлых условиях, поэтому именно к ней предъявляется больше претензий, чем к легковой.
Содержание:
Самый важный эксплуатационный параметр
Наиболее важный параметр при эксплуатации покрышек — это соотношение между приложенной нагрузкой и давлением в камере. Проверить его достаточно просто, но это и является основной проблемой при эксплуатации. Проверяют его не так часто, как нужно и не соблюдают номинального значения для определённых шин и условий работы.
Давление в шинах грузового автомобиля таблица которого представлена в нескольких вариантах (для одинарных, передних колес, для спаренных, задних колес и для колес полуприцепов и прицепов) — это фактор, который формирует контактное пятно между покрышкой и поверхностью. Соблюдая соответствие нагрузки и давления, можно обеспечить максимально длительный срок службы покрышки, повысить безопасность движения и повлиять на расход топлива.
Давление в шинах и экономия
На сухом языке цифр соблюдение оптимальной пропорции давления и нагрузки выражается так:
- при пониженном давлении покрышки на 30%, расход топлива увеличивается минимум на 10%, а износ шины увеличивается вдвое;
- пониженное давление увеличивает на 15% тормозной путь автомобиля без полной загрузки, а тормозной путь гружёного автомобиля вырастет ещё на 20%;
- пониженное давление приводит не только к износу протектора, но и к усталости корда, что делает невозможным восстановление грузовой шины, а это может сэкономить от 25 до 40% стоимости новой покрышки.
Чем ниже давление в покрышке, тем больше сжимается каркас, корд. И в зависимости от материала, его усталость и полный износ может наступить ещё до окончания срока службы протектора. Вот такую памятку выпускали для водителей в начале 50-х годов:
Правильное давление в шинах
Следовательно, давление должно быть правильным, но на покрышке и в таблицах чаще всего указывается один параметр, хотя их существует как минимум три:
- оптимальное давление;
- максимальное;
- давление, которое рекомендует производитель автомобиля.
Максимальное давление обычно указано на боковине покрышки в соответствии со стандартами страны, в которой шина была произведена. Этот предел превышать нельзя ни в коем случае, иначе покрышка может просто разрушиться на ходу. Под оптимальным давлением подразумевают идеальную пропорцию нагрузки и давления в колесе, но достичь его значения практически почти не удаётся. В каждом из рейсов грузовик загружен по-разному, контролировать параметры на ходу возможно не на каждом автомобиле.
Паспорт автомобиля предлагает свою версию давления в колёсах и оно полностью соответствует нагрузке на ось не в общем, а для конкретного грузовика. Отклонение от этого параметра сильно влияет на конечный пробег покрышки, что сказывается в итоге на рентабельности эксплуатации техники.
Чем опасно неправильное давление
Теперь стоит расставить точки над высоким и низким давлением, чем они опасны и когда можно нарушить допустимые значения, приведённые в таблицах. Высокое давление в шинах грузовика может повлечь за собой:
- увеличение тормозного пути, поскольку площадь контактного пятна уменьшается;
- в связи с уменьшением площади пятна возможно некоторое снижение расхода топлива, однаконеравномерность износа покрышек опять-таки приводит к сокращению пробега шин, так что экономить здесь не совсем уместно;
- руль становится острее, то есть передние колеса реагируют на поворот руля более чутко;
теряется устойчивость автомобиля, особенно это ощутимо на седельных тягачах с короткой колёсной базой.
Пониженное давление также может предоставить несколько неприятных сюрпризов:
- колесо в общем становится немного мягче, что может дать дополнительную эластичность, однако эта мягкость, в отличие от работы подвески, абсолютно неконтролируема, автомобиль может раскачиваться, теряя курсовую и поперечную устойчивость;
- для передачи крутящего момента от диска к контактному пятну будет необходимо затратить больше усилий, как следствие, КПД двигателя падает, увеличивается расход топлива;
- неравномерность износа, как и в случае с избыточным давлением, приводит к сокращению общего пробега покрышек;
- повышенный износ каркаса покрышки, о котором мы уже говорили, не даёт возможности восстанавливать шину.
Однако в некоторых случаях кратковременное понижение давления может помочь преодолеть вязкие сложное дорожное покрытие: грунты, песок, мягкую почву, но при условии, что нагрузка на ось не более двух тонн. В этом случае допускается кратковременное понижение давления в шинах на 12-15%.
Температура и давление в шинах
При накачке шин грузового автомобиля нельзя не учитывать климатические условия и просто время года. Нужно учесть, что при повышении температуры до 20 градусов, давление в колёсах будет повышаться на 0,7 бар. Зимой, при понижении температуры воздуха до такого же, но отрицательного значения, давление в колёсах упадёт на 0,6-0,8 бар. В том случае, когда автомобиль загружен, эти показатели будут ещё больше отличаться от номинальных.
Таким образом, за давлением в колёсах необходимо следить и контролировать его как можно чаще. Тогда расходы на эксплуатацию грузового автомобиля значительно сократятся а безопасность и ресурс повысятся. Удачных всем дорог и лёгких грузов!