Как измерить давление в лампочке

Как измерить давление в лампочке

Нить накаливания в лампах нагревается до высоких температур, которые близки к температуре плавления вольфрама (3422°C). Вольфрам, а также уголь, который применялся в первых лампах, при комнатной температуре не отличаются химической активностью, однако раскаленная вольфрамовая спираль (равно, как и угольная нить) сгорают на воздухе за несколько секунд. В этом можно легко убедиться, попробовав включить лампу накаливания со снятой колбой [1].

Чтобы вольфрамовая нить (спираль) не сгорела, ее нужно изолировать от действия воздуха. Первые лампы были вакуумными, т.е. из их колб был откачан воздух. Химики отлично знают, что стеклянные сосуды, которые работают под вакуумом, могут причинить немало неприятностей. Малейшее повреждение стекла или механическое напряжение внутри стекла — и такой сосуд может взорваться.

Современные лампы заполняют аргоном или смесью криптона и ксенона. Это выгодно не только с точки зрения безопасности, но и для продления срока службы лампы. Основная причина, по которой перегорают лампы, — постепенное испарение вольфрама с поверхности спирали. В среде аргона или смеси криптона с ксеноном такое испарение происходит медленнее, чем в вакууме [K1].

Тем не менее, газ, который заполняет лампу, находится под давлением ниже атмосферного. Вероятно, это делается потому, что в процессе работы лампы газ внутри колбы греется и давление растет. Для продления срока службы лампы повышенное давление внутри колбы полезно, поскольку это уменьшит испарение вольфрама, однако, желательно, чтобы давление выросло не слишком сильно, иначе могут не выдержать стенки. — Именно поэтому защитный газ внутри ламп находится под разрежением.

Легко убедиться, что внутри выключенной лампы давление ниже атмосферного, но достаточно включить лампу и давление внутри колбы станет выше атмосферного [2].

С помощью сосуда с водой и плоскогубцев можно продемонстрировать, что газ внутри колбы лампы находится под низким давлением. А если есть весы, это давление можно измерить. Идею опыта подсказал один из участников форума, когда шло обсуждение получения натрия электролизом натриевой селитры с использованием вакуумной электрической лампочки [3].

Идея проста: снять с лампы цоколь, погрузить нижнюю часть лампы в сосуд с водой, под водой вскрыть запаянную стеклянную трубку, которая используется для откачки газа из колбы (она находится под цоколем). Вода устремится в колбу — до тех пор, пока внутреннее давление не сравняется с атмосферным. Вакуумная лампа должна заполниться водой полностью, лампа с разреженным газом — лишь частично (причем тем сильнее, чем ниже было давление внутри колбы).

Если взвесить лампу (без цоколя) до опыта, а затем еще раз взвесить — после частичного заполнения колбы водой, мы сможем узнать массу воды, которую засосало в колбу. А, следовательно — объем воздуха, который должен был попасть в лампу, чтобы внутреннее давление достигло атмосферного.

Для эксперимента вполне подойдет и перегоревшая лампа.

Цоколь с лампы нужно снимать аккуратно — иначе можно повредить стенки колбы или (что более вероятно) повредить стеклянную трубку. Первый раз проблем не возникло — цоколь отпал сам (українська якість, а бодай їх. ). Третий раз я очень осторожно обпилил цоколь по периметру ножовочным полотном — потому что при попытке снять цоколь со второй лампы с помощью грубой силы и плоскогубцев я поломал упомянутую стеклянную трубку.

Опустил нижнюю часть лампы в кристаллизатор с водой и раздавил под водой запаянную трубку с помощью плоскогубцев (для этого хорошо подходят изогнутые плоскогубцы). Внутрь лампы устремилась вода и заполнила часть колбы. Это произошло так быстро, что я сразу не заметил и продолжил колупаться плоскогубцами.

Во время второго опыта подкрасил воду в кристаллизаторе чернилами для струйного принтера. Стоит ли это делать для наглядности — не знаю.

Взвесил пустую лампу (заранее), взвесил лампу с водой, которую засосало в колбу. Потом заполнил колбу лампы водой и снова взвесил. Для заполнения лампы водой верхнюю внутреннюю ее часть (у основания припаянной трубки) придется осторожно надбить проволокой — чтоб образовалось отверстие. Главное не растолочь саму колбу (а это легко: стекло тонкое).

По разнице масс можно рассчитать разрежение, которое было внутри колбы лампы. В случае двух использованных мной ламп оно оказалось небольшим. Данные опыта приведены ниже.

Лампа до опыта (без цоколя): 21.85 г

Лампа после опыта (частичное заполнение водой): 40.60 г

Лампа, полностью заполненная водой: 115.05 г

Масса воды, которую засосало в лампу (за счет разрежения):
40.60 — 21.85 = 18.75 г

Масса воды в полностью заполненной лампе:
115.05 — 21.85 = 99.20 г

Давление внутри лампы:
1 — 18.75 / 99.20 = 0.8110 атм.

Т.е. давление внутри лампы составляет примерно 4/5 атмосферного.

Лампа до опыта (без цоколя): 24.55 г

Лампа после опыта (частичное заполнение водой): 44.65 г

Лампа, полностью заполненная водой: 113.50 г

Масса воды, которую засосало в лампу (за счет разрежения):
44.65 — 24.55 = 20.10

Масса воды в полностью заполненной лампе:
113.50 — 44.65 = 68.85

Давление внутри лампы:
1 — 20.10/68.85 = 0.7080 атм. (2/3 атмосферного давления)

__________________________________________________
1 Как горит лампа накаливания на воздухе (без колбы)? [ссылка]

2 Что можно сделать с электрической лампой? ч.1 и 2 [ссылка]

3 Натрий и электрическая лампочка [ссылка]

Способ измерения давления газа в лампах накаливания

Номер патента: 1171872

СОЮЗ СОВЕТСНИХСОЦИАЛИСТИЧЕСНИХРЕСПУБЛИН ЯО 1171872 А(51)4 Н 01 К БР ИОАН СКОМУ СВ А наполняющего газа;в сосчде после разрчшени авлени авлени ампы; авлени ри тем где Рл Рнасышенных паров водыературе измерения. 1 ОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССРПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ(71) Саранское производственное объединение Светотехника(56) Авторское свидетельство СССР285109, кл. Н 01 К 3/22, 1969.Ульмишек Л. Г. Производство электрических ламп накаливания. М.,-Л,: Энергия, 1966, 521 — 522.(54) (57) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ГАЗА В ЛАМПАХ НАКАЛИВАНИЯ, согласно которому лампу помещают в сосуд дят еето, сия спошийсямометруда илампу,предел с водои и произво чаюи 1 ийся тем, ч области применен шают в закрываю манометром и тер дой весь объем сос затем разрушают няюшего ее газа о разрушение, отлиелью расширения оба, лампу помеосуд, снабженный м, заполняют воерметизируют его, и давление наполяют из выражения117872 Риг. Я Составитель Н. Семенов Техред И. Верес Корректор М. Максимишинец Тираж 679 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам Изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4Редактор Н. ПушненковаЗаказ 4874/45 Изобретение относится к электротехнической промышленности, преимущественно для производства электрических источников света, например ламп накаливания,Целью изобретения является расширение области применения способа путем использования его для измерения давления в лампах с давлением газа выше атмосферного. На фиг. 1 изображена исследуемая лампа в сосуде до измерения давления (до разрушения ее); на фиг. 2 — то же, в момент измерения (после разрушения).Сущность способа измерения давления наполняющего газа в лампах накаливания заключается в следующем. Лампу 1 помещают в сосуд 2, снабженный манометром 3 и термометром 4, Сосуд 2 заполняют по всему объему водой 5 и герметизируют, после чего производят вскрытие (разрушение) лампы при помощи устройства 6 для разрушения. С учетом того, что сосуд 2 был полностью заполнен водой 5 до вскрытия лампы, а объем материала лампы или ее осколков 1 сохраняется постоянным, то после вскрытия лампы будут справедливые выражения Р= Р+РнЪ= Чл,гдеР -давление газа в пространстве над водой после разрушения лампы;Рл-давление газа в лампе;Ри — давление насыщенных паров воды;У -объем пространства над водой;У — объем газа в лампе.10Таким образом, величину давления наполняющего газа в лампе Рд можно определить из выраженияРл =Р — Рн.Давление Р определяют непосредственно по показаниям манометра 3, а Ридавление насыщенных паров воды находят изтабличных данных в зависимости от температуры воды.Способ измерения давления в лампах накаливания согласно изобретению по срав нению с известным обладает преимуществами:упрощает процесс измерения давления иповышает его точность путем исключенияпромежуточных измерений;прост и универсален, так как позволяетизмерять давление наполняющего газа выше и ниже атмосферного.

Читать еще:  Аллапинин и конкор совместимость

САРАНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «СВЕТОТЕХНИКА»

СУДАЙКИН АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МПК / Метки

Код ссылки

Промышленный открытый светильник с лампами накаливания или газоразрядной лампой высокого давления, предназначенный для работы в тяжелых

Номер патента: 356426

. через щели 4. В корпусе расположен патрон б для лампы 7. В нижней части светильника на отражателе 2 установлена дополнительная камера 8 с щелями 9, расположенньвли по периметру отражателя 2, Пневмозащиту и охлаждение создают при помощи струй воздуха, выходящих под давлением из камеры б, через щели 4. Эти отверстия располагают в воздухораспределительном устрой 356426стве, которое может иметь различную формуи конструкцию. Струи воздуха выходят подразличными углами во внутреннюю полостьсветильника, ограниченную отражателем 2, и,одновременно охлаждая теплонапряженные 5элементы, создают воздушный напор на выходе светильника — пневмозащиту, препятствующую попаданию в светильник пыли, газа, копоти и т. д.Воздух, выходящий из камеры 8 через щели.

Способ автоматического регулирования процесса переработки газов дистилляции высокого давления в производстве мочевины

Номер патента: 491620

. абсорбции-конденсации газов дистилляциц в теплообменнике 2 используют, например, для упаривация водного раствора мочевины, цдущего по трубопроводу 6. Парожидкостную смесь, поступаю щую по трубопроводу 7 из межтрубного пространства теплообменнпка 2, направляют в промывную колонну 5, в которой получают рециркулируемый в реактор синтеза мочевины раствор углеаммонийных солей, поступаю щих по трубопроводу 8. Температуру раствора поддерживают постоянной с помощью теплообменных элементов с циркулирующей оборотной водой, поступающей по трубопроводу 9.25 В случаях изменения нагрузки и прц другихколебаниях технологического режима агрегата синтеза мочевины количество и состав газов дистилляции высокого давления, а такхе состав раствора.

Судно для перевозки сжиженных газов при атмосферном давлении

Номер патента: 950585

. перевозки сжиженныхгазов при атмосферном давлении содержит корпус 1 и установленныйвнутри него танк 2,Танк состоит из отдельных панелей 3, опертых на корпус посредствомопор 4,Панели выполнены трехслойными,Каждая панель состоит из наружныхнесущих слоев 5, выполненных иэсравнительно прочного жесткого материала, например из алюминиевогосплава, и среднего слоя 6 из материалов с теплоизоляционными свойствами, например из пенопласта. Между собой панели соединены упругими компенсаторами 7, обеспечивающими свободное перемещение кромок соседних панелей друг относительно друга без значительных усилий, а в месте стыковки четырех панелей — с помощью угловых компенсаторов 8,Компенсаторы изготовлены иэ того же материала, что и несущие слои.

Заварочно-откачной автомат для изготовления ламп накаливания с давлением наполнительного газа выше атмосферного

Номер патента: 260741

. шарнирной створкой 44, установленной на высоте проходящего над ней конца штенгеля лампы. Затем присос 6 вводит лампу в откачной 1 патрон 43, пде участок лампы с отрезаиным штенгелем герметично изолируется от окружающей среды, На цилиндриче 1 ской кромке кольца карусели 3 установлено токосъемное кольцо 47 (см. фиг. б), имеющее отдельные контактные пластинки 48 для каждой 1 позиции, с,подводкой 49 к коническому контактному гнезду 50, закрепленному в изоляционной скобе 51 на стойке 52. Шнур 53 одним, концом жестко подключен к электрическому вводу 54 откачного патрона, Другой конец шнура, несущий конический контактный штырь 55 1 в изолированной рукоятке 56, извлекается из контактного гнезда,в случае снятия откачного пат 26074155 60 65.

Способ измерения давления газа в лампах накаливания с повышенным давлением

Номер патента: 285109

. способу о фактиеском давлении газа в лампе судят по давлеию газа, оставшегося в дополнительном об ьеме после его отпайки от колбы. Давление в дополнительном объеме измеряют упомянутым выше известным способом.Сущность изобретения поясняется чна котором: 1 — колба лампы; 2 -тельный объем; т — место отпайкительного объема от колбы.В соответствии с законом Бойля-Мариотта Р — давление газа, заполняющего лампуи дополнительный объем, при ихотпайке на откачном посту; Р — давление газа в отпаянной лампе; Р 1 — объем колбы лампы;12 — дополнительный объем;Г 2 п — объем газа при давлении Р, оставшегося в дополнительном объемепосле вымораживания п отпайкп.определения Р 2 дополнительный об ьемают под воду и скалывают носик 4. Дляобъема 12 в.

Как работает лампа накаливания? В том числе ретро лампочка Эдисона.

Как работает лампа накаливания?

Ретро лампочка — красивая штука, без сомнения. Но как это все устроено? Чем лампочка Эдисона отличается от обычной? Да честно говоря, почти ничем. Сейчас все расставим по полочкам.

Ретро лампочка накаливания фабрики DANLAMP

Сначала определение. Лампа накаливания — источник света , в котором свет испускает спираль, она же нить накаливания, она же тело накала, нагреваемое электрическим током до высокой температуры. Чаще всего используется спираль из тугоплавкого металла, например вольфрама , либо угольная нить. Чтобы исключить окисление тела накала при контакте с воздухом, его помещают в вакуум, откачивая из стеклянной колбы воздух.

В любой лампе накаливания, что обычной, что ретро лампочке, используется эффект нагревания проводника при протекании через него электрического тока . Температура нити повышается после замыкания электрической цепи. Для получения видимого излучения необходимо, чтобы температура излучающего тела превышала 570 градусов (температура начала красного свечения, видимого человеческим глазом в темноте). Для зрения человека, оптимальный, физиологически самый удобный, спектральный состав видимого света отвечает излучению с температурой поверхности фотосферы Солнца 5770 K . Однако неизвестны твердые вещества, способные без разрушения выдержать температуру фотосферы Солнца, поэтому рабочие температуры нитей ламп накаливания лежат в пределах 2000—2800 C. В телах накаливания современных ламп накаливания применяется тугоплавкий и относительно недорогой вольфрам ( температура плавления 3410 °C ), рений и (очень редко) осмий . Поэтому спектр ламп накаливания смещён в красную часть спектра. Только малая доля электромагнитного излучения лежит в области видимого света, основная доля приходится на инфракрасное излучение и воспринимается в виде тепла . Чем меньше температура тела накаливания, тем меньшая доля энергии , подводимой к нагреваемой проволоке, преобразуется в полезное видимое излучение , и тем более «красным» кажется излучение. Соответственно, ретро лампочки отличаются от обычных тем, что нагревают нить накаливания слабее. За счет этого нить накаливания медленнее испаряется и дольше функционирует.

Ретро лампочки, кстати, еще и полезны. При типичных для ламп накаливания температурах 2200—2900 K излучается желтоватый свет, отличный от дневного. В вечернее время «тёплый» (

Способ определения давления газа в электрических лампах накаливания

К ЛВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22)Заявлено 13.03.78 (21) 2591832/24-07 с присоединением заявки М— (23) Приоритет (5l)M. Кл.

16суда стаенньФ r0wrttT

СССР аа делам изобретений к атермтюй

Читать еще:  Влияние температуры и давления на процесс ректификации

Опубликовано 15.11.79. Бюллетень М42 (53) УД К 621.3.032. .1 (088.8) Дата опубликования описания 15 11 79 (72) Автор изобретения

В. А. Альперт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ГАЗА

В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЛАМПАХ НАКАЛИВАНИЯ

Изобретение относится к электроламповой промышленности, в частности, способу определения давления газа в газополных электрических лампах накаливания.

Быстрое определение давления газа, до кото5 рого производится наполнение ламп в данный момент, позволяет в случае необходимости вовремя внести соответствующие изменения в технологический процесс изготовления ламп н предотвратить как снижение качества ламп в слу10 чае наполнения их до низкого давления, так и перерасход редкого газа при завышении давления газа в лампах.

Известны способы определения давления газа в газополных лампах накаливания, основанные на разрушении колбы лампы в процессе измерения (1) .

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ определения давления газа в лампах накаливания, при котором опытную лампу помещают в герметично закрываемый сосуд, разбивают ее бойком, установленным на крышке сосуда, и определяют давление газа в лампе по предварительно отградуированной шкале манометра, соединенного с объемом сосуда (21.

Основным недостатком данного способа является необходимость разрушения лампы в процессе измерения и относительно большая длительность цикла одного измерения.

Цель изобретения — устранение необходимости разрушения лампы в процессе измерения давления газа в ней и ускорение процесса измерения давления газа.

Цель достигается тем, что давление в отпаянной лампе накаливания определяют путем измерения количества содержащегося в ней газа по его энергии конденсации, определяемой при охлаждении колбы лампы снаружи криогенной жидкостью.

Поскольку основным (86%) и наиболее дорогим компонентом атмосферы современных ламп накаливания является инертный газ (аргон, криптон, ксенон) с температурой конденсации выше — 196 С, то для определения его парциального давления в отпаянной лампе в качестве криогенной жидкости может быть использован жидкий азот. Энергию конденсации опре,698074 деляют путем измерения объема газообразного хладагснта, испарившегося в процессе конденсации газа на части внутренней поверхности. колб лампы; путем измерения повышения температуры криогенной жидкости в процессе конденсации инертного газа на внутренней поверхности колбы лампы; путем измерения повышения давления пара над криогенной жидкостью в процессе конденсации инертного газа на внутренней поверхности колбы лампы. 10

Лампу плотно прижимают к круглому отверстию в крышке сосуда Дьюара с криогенной жидкостью, например жидким азотом так, чтобы часть наружной поверхности лампы была погружена в жйдкий азот и любым подходящим 15 . способом измеряют объем газоообразного азота, испарившегося в процессе конденсации инертного газа на охлажденном участке внутренней поверхности колбы лампы. Обычно процесс конденсации заканчивается в течение 10 — 20 с. Гер- 20 метизация места стыка колбы лампы с крышкой сосуда Дьюара может осуществляться, например, с помощью резиновой прокладки.

Количество инертного газа в лампе можно определить, зная объем испарившегося азота (при использовании жидкого азота в качестве криогенной жидкости) в процессе конденсации инертного газа, удельные теплоты испарения азота и инертного газа и давление насыщенного пара над конденсатом инертного газа при температуре жидкого азота. Однако лучше делать это с помощью калибровочной кривой зависимости испаренного за время dt (достаточного для завершения процесса конденсации) азота от давления инертного газа в лампе, построенной предварительно с использованием эталонных ламп, наполненных до различного и точно известного давления.

Если лампа наполнена смесью газов, то процесс конденсации их на внутренней поверхности охлажденной снаружи хладагентом колбы лампы протекает ступенчато. Сначала конденсируется газ с наиболее высокой температурой кипения, потом последовательно остальные. Такой ход . процесса конденсации позволяет. с помощю 45 предлагаемого способа определять парциальные давления газов в смеси газов, нагюлняющей лампу. Для этого достаточно снять кривую зависимости объема испарившегося хладагента от времени. Каждая ступенька на такой кривой определяет количество данного компонента в газовой смеси.

Для измерения парциального давления азота в лампе ее колбу необходимо охлажцать жидким неоном, водородом или гелием.

ЦНИИПИ Заказ 6568/19

Для измерения энергии конденсации наполняющей лампу газа наряду с описанной могут использоваться также две другие методики, основанные на измерении повышения температуры криогенной жидкости, или повышения давления пара над криогенной жидкостью в замкнутом объеме, ограниченном сосудом Дьюара с криогенной жидкостью, с одной стороны, и колбой лампы, частично погруженной в жидкость, с другой стороны.. Повышение температуры криогенной жидкости и давления пара над ней в такой системе обусловлены нагреванием криогенной жидкости в процессе конденсации газа в лампе.

Способ применим для ламп с давлением газа как выше, так и ниже атмосферного.

Способ предназначен, главным образом, для определения давления инертного газа в отпаянных лампах накаливания, но он может быть использован также для измерения давления газа в любых замкнутых системах, Формула изобретения

1. Способ определения давления газа в электрических лампах накаливания, о т л и ч аю шийся тем, что, с целью устранения необходимости разруШения лампы в процессе измерения и ускорения процесса измерения давления газа, последнее определяют путем измерения количества газа в лампе по его энергии конденсации,: определяемой при охлаждении колбы лампы снаружи криогенной жидкостью.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что энергию конденсации определяют путем измерения объема газообразного хладагента, испарившегося в процессе конденсации газа на части внутренней поверхности колбы лампы.

3. Способ по и. 1, отличающийся тем, что энергию конденсации определяют путем измерения повышения температуры криогенной жидкости в процессе конденсации инертного газа на внутренней поверхности колбы лампы.

4. Способ по и. 1, отличающийся тем, что энергию конденсации определяют путем измерения повышения давления пара над криогенной жидкостью в процессе конденсации инертного газа на внутренней поверхности колбы лампы.

5. Способ п о пп. 1 — 4, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что в качестве криогенной жидкости используют жидкий азот.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Ульмишек Л.,Г. Производство электрических ламп накаливания. «Энергия», 1966.

2. Авторское свидетельство СССР Н 427423, кл. Н 01 К 1/50, 1972.

Тираж 923 Подписное

Филиал ППП «Патент», r. Ужтород, ул. Проектная, 4

Давление масла. Какое давление масла в двигателе должно быть.

Большинство автовладельцев знает, что без масла двигатель долго не проработает. Но, при этом далеко не все знают о том, что масло должно не только просто присутствовать в поддоне мотора, но и циркулировать по системе под давлением, лежащим в определенных рамках. Если в старых моторах масло служило, в первую очередь, одной, но очень важной задаче – защите деталей двигателя от износа, то сегодня список функций моторного масла очень сильно расширился: отвод тепла от горячих деталей, работа в качестве гидравлики в различных исполнительных механизмах, таких как гидрокомпенсаторы клапанов, натяжители цепей и ремней, муфты регулировки фаз газораспределения и т.д.

Фото «муфты изменения фаз газораспределения современного двигателя»

Соответственно, чем больше таких механизмов в моторе, тем жестче требования к давлению масла. Недостаточное давление в системе смазки будет приводить как к масляному голоданию и ускоренному износу двигателя, так и к сбоям в работе перечисленных гидросистем, что зачастую бывает чревато серьезными неисправностями двигателя и дорогостоящим ремонтом. Например, отказ гидронатяжителя цепи газораспределительного механизма может привести к тому, что поршень столкнется с клапанами. Последствия такой «встречи» могут быть настолько серьезными, что ремонтировать в таком моторе будет просто нечего – нужно покупать новый.

Читать еще:  Дефект мпп сердца

Но если о том, что низкое давление масла вредно знают почти все, то о вреде повышенного давления масла задумываются в том случае, когда сталкиваются с его последствиями. А они могут быть тоже достаточно опасны для здоровья мотора. Как минимум излишне высокое давление масла может повредить уплотнения и последующую быструю утечку масла из двигателя.

Обычно на приборной панели автомобиля присутствует либо лампа сигнализации о низком давлении масла, либо указатель давления. В обычных условиях эксплуатации этого достаточно, а вот в случае необходимости более серьезной диагностики мастера СТО будут использовать специальные манометры.

Но, говоря о недостаточном или избыточном давлении масла, нужно не забывать, что для каждой модели двигателя показатели нормального давления в системе свои.

Что нагнетает давление масла в системе

За создание давления масла в двигателе отвечает масляный насос, оснащенный редукционным клапаном.

Рисунок: Схема работы масляного насоса

Конструктивно масляные насосы могут отличаться, но принцип действия у них общий – блок из двух шестерен всасывает масло через маслозаборник из поддона и направляет под давлением в систему. На выходе из насоса обязательно установлен клапан, не допускающий повышения давления в системе выше максимального заданного значения. Этот клапан называется редукционным.

Какие проблемы с системой смазки могут иметь место , в чем их причины и как с этим бороться.

Загорелась лампочка низкого давления масла

Как уже говорилось выше, наиболее частой и опасной для двигателя является ситуация с недостаточным давлением масла. Именно поэтому большинство современных автомобилей оснащено лампой недостаточного давления масла на панели приборов. И вот в один момент, который прекрасным никак не назовешь, она загорелась… Что делать?

Для начала не паниковать и остановившись на обочине заглушить двигатель. Через 3-5 минут после этого нужно проверить уровень масла – если он ниже минимального, то нужно просто добавить до нормы. Высока вероятность того, что проблема исчезнет. Длительная эксплуатация с недостаточным уровнем масла крайне нежелательна, так как, в первую очередь, пострадает масляный насос, а затем и остальные детали двигателя.

Фото «шестерни масляного насоса, поврежденные эксплуатацией с низким уровнем масла».

Если же уровень масла в норме или после доливки и повторного запуска лампа не гаснет – то разбираться с проблемой будет сложнее и возможно потребуется обращение в сервис.

Как измерить давление масла в двигателе

В случае если средств наборной диагностики недостаточно, или есть необходимость получения точных цифр (например, при подозрении на повышенное давление масла в автомобиле, оснащенном только контрольной лампой), то вместо датчика давления масла подключается специальный манометр.

Рисунок: Схема подключения манометра

Каким же должно быть нормальное давление в системе смазки? Возьмем для примера 2 бензиновые версии Land Cruiser Prado 150. Давление в системе смазки двигателя этих автомобилей измеряется при 3000 об/мин. А вот нормы для различных двигателей различаются. Так для бензинового 2,7 оно должно быть в диапазоне от 1,6 до 5 атмосфер, а для 4-литрового уже от 3 до 6 атмосфер. Как видим даже у одного производителя цифры разнятся достаточно сильно, что же говорить, если речь пойдет о Volkswagen, Skoda, BMW, Mercedes?

Вывод – универсального рецепта не существует и нормы давления масла и методы его проверки для каждой модели двигателя, как уже говорилось выше, индивидуальны и берутся из сервисной документации.

Причины высокого и низкого давления масла в двигателе и способы устранения проблем с низким давлением масла в двигателе

Попробуем разобраться, почему же давление масла может оказаться за пределами нормы, и посмотрим, что можно предпринять в той или иной ситуации.

  1. Начнем с повышенного давления, ибо встречается оно сильно реже и причин у него сильно меньше.

Итак, поводом для подозрений на такую напасть будет появление утечек из-под различных прокладок на двигателе. При подключении манометра опасения подтверждаются. Вопрос, в чем причина и что делать? Основной причиной такой проблемы практически всегда является неисправность редукционного клапана вызванная его банальным загрязнением. Для начала (особенно, если добираться до этого клапана не просто) имеет смысл промыть систему смазки. Так как налицо уже достаточно серьезные сбои в работе системы, при выборе промывочного состава лучше не «стесняться» и предпочитать усиленные версии. Например:

Да и вообще, если поддерживать систему смазки в чистоте, регулярно используя промывки, вероятность столкнуться с проблемой повышенного давления становится почти нулевой.

2. А теперь посмотрим возможные причины сниженного давления масла.

  1. Первую мы уже назвали – недостаточный уровень, но могут быть и другие.
  2. Вторая в точности совпадает с причиной повышенного давления масла, только клапан умудрился «зависнуть» на грязи в приоткрытом положении либо у него повреждена пружинка. Во втором случае лечится заменой клапана. Деталь стоит не запредельных денег, а на здоровье мотора влияет очень сильно. В первом – промывкой (со снятием или без – решать Вам). Кстати, промывка зачастую помогает устранить еще одну причину масляного голодания – отложения на сетке маслоприемника. Например, вот такие:

На третье место имеет смысл поставить недостаточную вязкость моторного масла при полностью прогретом двигателе.

Чаще всего эту причину можно, с высокой вероятностью, вычленить из круга по характерному поведению лампы давления масла – она помигивает в ответ на малейшее снижение оборотов относительно нормального на холостом ходу полностью прогретого двигателя.

В такой ситуации желательно проверить, не перепутали ли чего при последней замене масла, и подходит ли двигателю залитый в него сорт масла. Если сорт не подходящий – имеет смысл заменить масло. Второе что могло произойти – подходящее масло потеряло вязкость из-за перегрева или попадания топлива (обычно в этом случае можно ощутить характерный топливный запах из маслозаливной горловины). Разбор решения проблем топливной аппаратуры оставим за рамками этой статьи и допустим, что мы ее решили. Как же быть с маслом? Менять? Лучший вариант – да поменять, но не всегда есть такая возможность (временная, финансовая, физическая). Можно ли отсрочить данную процедуру? Можно! И поможет нам в этом такой продукт как Стабилизатор вязкости Visco-Stabil.

  1. Также причиной недостаточного давления масла может быть повышенный износ деталей масляного насоса, коренных и шатунных вкладышей коленвала, подшипников распредвалов и турбины, но все эти причины, к сожалению, требуют для своего устранения достаточно сложного ремонта.

Итог

Как видим, давление масла в автомобильном двигателе — параметр, сильно влияющий на долговечность и правильную работу автомобильного «сердца» и требующий к себе очень внимательного отношения. Но далеко не все проблемы с ним являются критичными, а некоторые вообще можно решить без разборки двигателя – с помощью очистки масляной системы, замены масла или стабилизатора вязкости.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector