Актуальность проблемы пороков сердца
Врожденные пороки сердца
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Основная характеристика врожденных пороков сердца………5
1.1.Этиология врожденных пороков сердца……………………………. 5
1.2 Классификация врожденных пороков сердца………………………..9
1.3. Наиболее часто встречающие виды врожденных пороков сердца..14
Глава 2. Лечение и профилактика врожденных пороков сердца……. 28
2.1. Последовательность диагностики врожденных пороков сердца. 28
2.2. Основные принципы лечения и профилактики врожденных пороков сердца…………………………………………………………………. 30
2.3. Исследование структуры врожденных пороков сердца в Николаевской ЦРБ ……………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..36
Фрагмент работы для ознакомления
Список литературы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний: учеб.пособе для студентов педагогических вузов./ Г.ПАртюнина. – М.: Академический проект, 2009. – 766 с
2. Белоконь Н.А., Подзолков В.П.: Врожденные пороки сердца. – М.: Медицина, 1990.
3. Бубнов В.Г. Основы медицинских знаний: учеб.пособие для высшей школы / В.Г. Бубнов – М.:АСТ: Астрель, 2005. – 256 с.
4. Булич Э. Г., Муравов И. В. Здоровье человека.- Олимпийская литература, 2003.- 12 — 14 с.
5. Внутренние Болезни: Учебник: в 2 т. / Под ред. А. И Мартынова, Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.С. Галявича (отв. Ред.). — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — Т. 1. — 600 с.
6. Гребнев А.Л., Шейгиулин А.Л. Основы общего ухода за больными. — М., Медицина, 2002.
7. Гусев Л. И., Барскова Т. Ю. Квантовая терапия в кардиологии и ангиологии / Методическое пособие для врачей — М.: ЗАО «МИЛТА-ПКП ГИТ», 2006
8. Злобина Г.М., Ильина О.Л. Оценка готовности медсестёр к формированию у пациентов здоровьесберегающего поведения./Главная медицинская сестра.-2007.-№ 14.С. 138-141
9. Изюмова И.В. Анализ мотивационных предпочтений средних медицинских работников./Главная медицинская сестра.-2007.-№ 5.С. 23-33.
10. Иньков А. Н. ИБС. — Ростов н/д: Феникс, 2000. — 96 с
11. Интенсивная терапия. Реанимация. Первая помощь: Учебное пособие / Под ред. В.Д. Малышева. — М.: Медицина.— 2000.— 464 с.: —
12. Казьмин В. Д. Справочник домашнего врача. — М.: ООО АСТ, 2001.
13. Кардиология в вопросах и ответах / Под редакцией профессора Ю. Р. Ковалева. — СПб : ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2002. – 456 с.
14. Карпухин И. Основные принципы курортной терапии андрологических больных./Медицинская газета.-2005.-№ 12. С.8.
15. Кокорина Е.П. Организация сестринской помощи: перспективы развития./Главная медицинская сестра.-2005.-№ 12. С.13-16.
16. Лисицин Ю. Стратегия профилактики./Медицинская газета.-2007.-№ 17. С.12.
17. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи: Учеб.пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. — 2007. — 544 с.
18. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В.. Основы сестринского дела./Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 512с.
19. Осколкова М.К. Функциональная диагностика заболеваний сердца. М. 2004 – 96 с.
20. Под редакцией А.А.Михайлова. Справочник фельдшера./М.: Новая волна, 2002. 576с.
21. Поляков С.В. Оптимизация организации медицинской помощи больным кардиологического профиля./Медицинская помощь.-2003.-№ 1.С. 5-12.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер 2001
23. Руксин В.В. Неотложная кардиология, Спб, Невский диалект, 2002 – 74 с
24. Степанов В. В. Организация работы лечебно-профилактического учреждения / Под общ.ред. д-ра мед. наук, акад. РАМН В.И. Стародубова. — М: МЦФЭР. — 2006. — 464 с.
25. Справочник врача общей практики. В 2-х томах. / Под ред. Воробьева Н.С. – М.: Изд-во Эксмо, 2005 – 310 с.
26. Смолева Э.В. Сестринское дело в терапии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 133 с.
Актуальность темы.
Оглавление
Глава 1. Хроническая сердечная недостаточность…………………………………. 8
Глава 2. Сестринский уход при ХСН………………………………………………..27
2.2. Сестринские вмешательства …………………………………………………. 28
Глава 3. Научно — исследовательская работа………………………………………..48
3.1. Анализ статистических данных…………………………………………………48
3.2. Результаты анкетирования……………………………………………………….52
Список сокращений.
АД — артериальное давление
ИАПФ — ингибитор ангиотензинпревращающего фермента
ИБС — ишемическая болезнь сердца
ЛЖ — левый желудочек
СН — сердечная недостаточность
СОЭ — скорость оседания эритроцитов
ССС — сердечно сосудистая система
ФК — функциональный класс
ХСН — хроническая сердечная недостаточность
ЧСС — частота сердечных сокращений
Введение.
Сердечно — сосудистые заболевания стоят на первом месте по распространенности среди населения экономически развитых стран. Они же остаются первой причиной инвалидизации и смертности. Если раньше они ассоциировались с пожилым возрастом, то сейчас даже люди среднего возраста знакомы с болями в области сердца, перебоями сердечного ритма и таблетками от приступов стенокардии. Заболевания сердечно — сосудистой системы многочисленны. Одни из них являются болезнями преимущественно сердца, другие – главным образом артерий или вен, третьи поражают ССС в целом. Исходом наиболее распространенных из них, таких как ишемическая болезнь сердца и артериальная гипертензия, является хроническая сердечная недостаточность.
Хроническая сердечная недостаточность – это синдром, возникающий при наличии у человека систолической и (или) диастолической дисфункции, сопровождающийся хронической гиперактивацией нейрогормональных систем, и клинически проявляющийся одышкой, слабостью, сердцебиением, ограничением физической активности, патологической задержкой жидкости в организме.
Другими словами ХСН – это патологическое состояние, заключающееся в неспособности системы кровообращения доставлять органам и тканям такое количество крови, которое необходимо для нормального функционирования.
Смертность населения России является одной из самых высоких среди показателей европейских стран. По данным ВОЗ к 2030 году около 23,3 миллионов человек умрет от сердечно – сосудистых заболеваний, главным образом от ХСН. Поэтому ХСН гораздо легче предотвратить, чем вылечить.
Актуальность темы.
Количество людей страдающих патологией ССС неуклонно возрастает, в связи с этим и увеличивается число госпитализаций в стационары. Больной человек сильно меняется по сравнению с тем, каким он был до болезни, а госпитализация-это дополнительный стресс.
Медицинским сестрам отводится одна из ведущих ролей оказания помощи больному. Сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по сестринскому делу, сестринский процесс-это метод организации и исполнения сестринского ухода за пациентом, нацеленный на удовлетворение физических, психологических, социальных потребностей человека, семьи и общества. Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма. Сестринский процесс требует от сестры не только хорошей технической подготовки, но и творческого отношения к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом манипуляций. Постоянное присутствие сестры и ее контакт с пациентом делают сестру основным звеном между пациентом и внешним миром.
Функции медицинской сестры разнообразны и ее деятельность касается не только диагностического и лечебного процесса, но и ухода за пациентом с целью профилактики заболеваний приводящих к ХСН и прогрессирования самого заболевания.
Правильная организация кардиологической помощи, и оказание качественного ухода поможет добиться снижения смертности, и увеличение продолжительности жизни.
Актуальность темы.
На современном этапе хирургия приобретённых пороков клапанов сердца располагает различными вариантами высокоэффективных оперативных вмешательств, обеспечивающих благоприятные отдалённые результаты. Приобретённые пороки клапанов сердца, поражая людей разного возраста, нередко ведут к стойкой потере трудоспособности. Социальная значимость данной проблемы определяется также тем, что часто приобретёнными пороками клапанов сердца страдают молодые люди. В то же время несомненные успехи кардиохирургии в развитых странах способствовали значительному улучшению результатов лечения этого заболевания. Остаются не до конца решенными проблемы реконструктивной хирургии патологии клапанов, протезного эндокардита, первичного инфекционного эндокардита, патологии восходящей аорты, протезирования при узком корне аорты, многоклапанных пороков, а также патологии клапанов, сочетающихся с ИБС и аритмиями сердца
2. Конкретные цели изучения темы.
1. Освоить хирургическую анатомию сердца (камеры, клапаны, магистральные сосуды) и физиологические параметры работы сердца.
2. Трактовать этиологию, патогенез и классификацию приобретенных пороков сердца.
3. Уметь проводить опрос и физикальное обследование больных с ППС и анализировать их результаты.
4. Уметь определять клинические симптомы и синдромы, которые характерны для типичной клинической картины ППС.
5. Уметь определять различные клинические варианты и осложнения заболевания.
6. Уметь выделять главные клинические симптомы или синдромы заболевания (по списку 1 ОКХ) и поставить наиболее вероятный диагноз заболевания у больного (по списку 2 ОКХ).
7. Уметь назначать план лабораторного и инструментального обследования больных ППС, используя стандартные схемы (по списку 4 ОКХ), интерпретировать полученные данные.
8. Уметь проводить дифференциальную диагностику предполагаемого приобретенного порока сердца и поставить предварительный клинический диагноз (по списку 2 ОКХ) с учетом группы порока, стадии нарушения кровообращения и активности ревматического процесса.
9. Уметь на основании предварительного клинического диагноза по имеющимся алгоритмам и стандартным схемам определить характер лечения больного с ППС (консервативное или оперативное), определить принципы консервативного или оперативного лечения, необходимую диету, режим работы и отдыха при лечении данного заболевания.
10. Уметь устанавливать показания и противопоказания к оперативному лечению с учетом стадии ППС.
11. Уметь при показанном хирургическом лечении больных с ППС определять принципы послеоперационного ведения и реабилитации, знать факторы риска развития послеоперационных осложнений и проводить их профилактику, а при их возникновении – необходимое лечение.
12. При наличии или возникновении при данных заболеваниях неотложных состояний (по списку 3 ОКХ) — уметь их диагностировать, определять тактику оказания и оказывать неотложную медицинскую помощь.
13. Используя стандартные методики, уметь выполнять диагностические и лечебные врачебные медицинские манипуляции, необходимые при данных заболеваниях (по списку 5 ОКХ).
14. Иметь представление о методах оперативного лечения и методах обеспечения безопасности операции у больных с ППС (управляемая гипотония, гипотермия, искусственное кровообращение, гипербарическая оксигенация).
15. Уметь определять прогноз для жизни и экспертизу нетрудоспособности у больных с ППС.
16. Продемонстрировать владение морально-деонтологическими принципами медицинского работника и принципами профессиональной субординации, умение ведения медицинской документации в хирургической клинике.
Актуальность проблемы врожденных пороков сердца
Частота врожденных пороков сердца достаточна высока. У разных авторов оценка частоты встречаемости колеблется, но, в среднем, она составляет 0,8 — 1,2% от всех новорожденных. Из числа всех встречающихся пороков развития она составляет до 30%. Врожденные пороки сердца (ВПС) представляют собой весьма обширную и разнородную группу заболеваний, в которую входят как относительно легкие формы, так и состояния, несовместимые с жизнью ребенка. Основная масса детей погибает в течении первого года жизни (до 70-90%), а из них в течении первого месяца. После первого года жизни смертность резко снижается, и в период от 1 года до 15 лет погибают не более 5% детей. Понятно, что это большая и серьезная проблема. Мы рассмотрим только некоторые ее аспекты, касающиеся тех врожденных пороков сердца, которые встречаются у взрослого населения.
2. Конкретные цели:
1. Изучить этиологические факторы наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца у взрослых больных.
2. Усвоить типичную клиническую картину врожденных пороков сердца.
3. Овладеть методами диагностики заболеваний сердца.
4. Научиться обосновывать и формулировать предварительный диагноз врожденных пороков сердца у взрослых больных.
5. Научиться составлять план обследования больных, анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования пациентов с врожденными пороками сердца и усвоить тактику их ведения.
6. Изучить методы проведения профилактики и реабилитации больных с врожденными пороками сердца.
3. Базовые знания, умения, навыки необходимые для изучения темы
Название предыдущих дисциплин
Топографо-анатомические особенности строения и кровоснабжения сердца.
Функция и нормальная физиология сердца.
Патоморфологические изменения и патофизиология при врожденных пороках сердца.
4. Пропедевтика внутренних болезней
Методика опроса и физикального обследования больных с патологией сердца.
4. Задания для самостоятельной работы во время подготовки к занятию
4.1. Перечень основных терминов, которые должен усвоить студент
при подготовке к занятию
дистопия сердца в грудной полости с расположением большей его части справа от средней линии тела
4.2. Теоретические вопросы к занятию:
1. Этиология наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца у взрослых больных.
2. Классификация врожденных пороков сердца.
3. Методы диагностики врожденных пороков сердца у взрослых больных:
— система опроса (жалобы с детализацией, анамнез заболевания, расспроса по органам и системам);
— объективные методы обследования (осмотр, перкуссия, аускультация);
— лабораторные и инструментальные методы обследования.
4. Дифференциальная диагностика врожденных пороков сердца.
5. Основные методы лечения больных с врожденными пороками сердца.
6. Прогноз и реабилитация пациентов с врожденными пороками сердца.
7. Методы профилактики врожденных пороков сердца.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. Основная характеристика врожденных пороков сердца………5
1.1.Этиология врожденных пороков сердца……………………………. 5
1.2 Классификация врожденных пороков сердца………………………..9
1.3. Наиболее часто встречающие виды врожденных пороков сердца..14
Глава 2. Лечение и профилактика врожденных пороков сердца……. 28
2.1. Последовательность диагностики врожденных пороков сердца. 28
2.2. Основные принципы лечения и профилактики врожденных пороков сердца…………………………………………………………………. 30
2.3. Исследование структуры врожденных пороков сердца в Николаевской ЦРБ ……………………………………………………. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В структуре причин смерти в Российской Федерации первое место, по-прежнему, занимают болезни системы кровообращения – 49,9 % или 653,7 на 100 тыс. населения [4]. Структура заболеваемости и распространенности патологии сердечно-сосудистой системы отличается в разных возрастных группах. Во взрослой популяции преобладающей патологией является ишемическая болезнь сердца (ИБС) и артериальная гипертензия (АГ) [1,4]. В то время как у детей, наиболее распространенной нозологией являются врожденные пороки сердца [7]. Благодаря достижениям медицины, большинство детей достигает взрослого возраста, тем самым меняя структуру сердечно-сосудистых заболеваний и формируя больший процент данной патологии среди взрослого населения во всем мире.
Цель работы: изучить состояние проблемы организации медицинской помощи взрослым, рассмотреть возможности усовершенствования методов диспансерного наблюдения и реабилитации взрослых пациентов с врождёнными пороками сердца.
Частота встречаемости врожденных пороков в Российской Федерации составляет 6-17 случаев на тысячу новорожденных. Именно эта патология формирует 10-15% всей младенческой смертности и более 55% смертности от других заболеваний во взрослом возрасте. [7]. В странах с хорошо развитой системой медицинской помощи, до 18 лет доживают до 85% детей с ВПС. Более высокая концентрация сердечно-сосудистой патологии отмечается у подростков 15-17 лет по сравнению с детьми до 14 лет, что подтверждает неблагоприятную тенденцию возрастного формирования сердечно-сосудистой патологии [9]. На сегодняшний день нет точных данных о распространенности ВПС в Российской Федерации среди людей старше 18 лет. [2] Результаты многоцентрового исследования в Канаде показали, что распространенность ВПС у взрослых составляет 4,09 на 1000 взрослых. Сходные данные получены и при анализе другой литературы [12, 16], где показана распространенность ВПС у взрослых на уровне 4,0 до 6,0 на 1000 взрослых. Экстраполируя полученные данные на население Российской Федерации, которое составило на 1 января 2015 года 146 267 288 млн человек, из них 28 358 тысяч детей в возрасте от 0 до 18 лет [3], можно прогнозировать, что количество взрослых с ВПС составляет от 585069 до 877 603 человек. Чтобы оценить вклад данной нозологии в общую структуру ССЗ, необходимо сравнить его с распространенностью наиболее частых заболеваний, таких как ИБС, ГБ, острого инфаркта миокарда, инсультов (Табл.1) [1].
Сравнительная распространенность наиболее частых заболеваний ССЗ среди взрослых с прогнозируемым количеством взрослых с ВПС в Российской Федерации
на 1000 обследованных
ВПС (рассчитанные данные)
Сложности ведения взрослых больных с ВПС заключаются в трудности прогнозирования дальнейшего течения заболевания. Прогнозы значительно отличаются при одном и том же пороке. Это связано с тем, что происходят изменения в миокарде из-за длительного существования порока. Кроме того с возрастом увеличивается встречаемость сопутствующей патологии. Как отмечают многие авторы [13, 14, 15], необходимо дать оценку нарушениям гемодинамики при данной патологии, оценить вероятность развития критических состояний при них.
С современным уровнем развития кардиохирургии практически при всех ВПС можно выполнить хирургическую коррекцию с целью нормализации и адаптации гемодинамических изменений. B результате вмешательства можно получить практически полностью анатомически восстановленное сердце или только хирургически модифицированное, в котором сохраняются какие-либо отклонения от нормы. Однако эффект операции должен быть закреплён главным образом квалифицированным наблюдением, организацией правильного режима и лечения.
При анализе литературы по данной проблеме выявлено, что большинство публикаций посвящено оказанию медицинской помощи пациентам с ВПС [5, 8, 16]. В то время как для пациентов большую значимость приобретают такие показатели, как качество жизни, психосоциальные факторы: профессиональная ориентация и выбор специальности, занятия спортом, возможность планировать беременность и т.д. [6,9,11,15]. Большое исследование, проведенное на 490 пациентах показало, что у взрослых больных с ВПС отмечаются психологические, эмоциональные и социальные проблемы. [13]. Снижение качества жизни, в основном, связано с невозможностью иметь полноценную физическую нагрузку, гиперопекой со стороны близких, навязчивым вниманием окружающих.
В развитых странах разработаны этапы реабилитации таких пациентов при переходе из подросткового возраста во взрослую жизнь. [9]. Но врачи не всегда могут автоматически следовать руководствам, адаптированным в других странах. Это cвязано с вопросами социального менталитета в обществе, уровнем развития страны, наличием учреждений, которые могут оказывать высокоспециализированную помощь. В настоящее время возникла необходимость в создании отечественных рекомендаций, в которых будут рассмотрены вопросы мероприятий направленных на улучшение качества жизни пациентов. Необходимо создавать школы для больных с ВПС, в которых в доступной форме должны освещаться вопросы особенностей повседневной жизни для этой кагорты пациентов.
Это позволит снизить летальность, продлить жизнь и улучшить качество жизни данной категории больных.
1. Бойцов С.А., Калинина А.М., Ипатов П.В. Диспансеризация взрослого населения как механизм выявления сердечно-сосудистых заболеваний и формирования диспансерного наблюдения // Вестник Росздравнадзора — 2015. — № 5. — С. 11–19.
2. Бокерия Л.А., Ступаков И.Н., Самородская И.В., Болотова Е.В., Фуфаев Е.Н., Абдулкасумова С.К. Клинико-социологическая характеристика взрослых пациентов с врождёнными пороками сердца по данным эпидемиологического исследования // Грудная и сердечнососудистая хирургия. 2008. № 5. С. 4-8.
5. Национальные рекомендации по ведению взрослых пациентов с врожденными пороками сердца. – М.: Изд- во НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2010. – 358 с.
6. Соколова В. В. Качество жизни больных после коррекции некоторых ВПС : дис. . канд. мед. наук. Тюмень, 2006.
7. Тимукова А. «За пять лет заболеваемость детей снизилась почти в два раза» [Электронный ресурс] URL:http://kardiolog-detsk.med.cap.ru/News.aspx? >
8. Шарыкин А.С. Врожденные пороки сердца во взрослой популяции // Детская кардиология 2004:тез.Всерос.Конгр. – М., 2004.–С.74 – 75.
9. Adolescents transitioning from pediatric to adult congenital cardiac care: are they educated about their disease and potential risk? / J.K. Hickey, L. Schmidt, A. Woods, C. Daniels // J. Am. Coll. Cardiol. – 2011. – Vol. 57. – Р. E465.
10. Benefits of exercise prescriptions in adult with congenital heart disease / J.L. Smith, A.M. Valente, M.E. Alexander [et al.] // J. Am. Coll. Cardiol. – 2010. – Vol. 55. – Р. A42.E398.
11. Chun-An Chen. Original article: Quality of life in adults with congenital heart disease: biopsychosocial determinants and sex-related differences / C.-An Chen, S.-Cheng Liao, J.-Kou Wang [et al.] //Heart. – 2011. – Vol.97. – Р. 38 – 43.
12. Marelli A.J., Mackie A.S., Ionescu-Ittu R [et al.] Congenital heart disease in the general population: changing prevalence and age distribution / Circulation.–2007.–Vol.115.–p.163–172.
13. Nollert G., Fischlein T., Bouterwek S. Long-term survival in patients with repair of tetralogy of Fallot: 36-year follow-up of 490 survivors of the first year after surgical repair. J Am Cardiol. 1997, vol. 30, pp. 1374-1383.
14. Predictive factors for longterm prognosis in adults with cyanotic congenital heart disease — Japanese multicenter study / H. Sakazaki [et al.] // Int. J. Cardiol. — 2007. — Vol. 120. — Р. 72–78.
15. Task force 1 : the changing profile of congenital heart disease in adult life / C.A. Warnes [et al.] // J. Am. Coll. Cardiol. — 2001. — Vol. 37. — Р. 1170–1175.
16. Van der Linde D, Konings EE, Slager MA [et al.] Birth prevalence of congenital heart disease worldwide: a systematic review and meta-analysis. // J Am Coll Cardiol. – 2011. – Vol.58. – p.2241–2247
1. Актуальность темы.
Частота врожденных пороков сердца достаточна высока. У разных авторов оценка частоты встречаемости колеблется, но, в среднем, она составляет 0,8 — 1,2% от всех новорожденных. Из числа всех встречающихся пороков развития она составляет до 30%. Врожденные пороки сердца (ВПС) представляют собой весьма обширную и разнородную группу заболеваний, в которую входят как относительно легкие формы, так и состояния, несовместимые с жизнью ребенка. Основная масса детей погибает в течении первого года жизни (до 70-90%), а из них в течении первого месяца. После первого года жизни смертность резко снижается, и в период от 1 года до 15 лет погибают не более 5% детей. Понятно, что это большая и серьезная проблема. Мы рассмотрим только некоторые ее аспекты, касающиеся тех врожденных пороков сердца, которые встречаются у взрослого населения.
2. Конкретные цели:
1. Изучить этиологические факторы наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца у взрослых больных.
2. Усвоить типичную клиническую картину врожденных пороков сердца.
3. Овладеть методами диагностики заболеваний сердца.
4. Научиться обосновывать и формулировать предварительный диагноз врожденных пороков сердца у взрослых больных.
5. Научиться составлять план обследования больных, анализировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования пациентов с врожденными пороками сердца и усвоить тактику их ведения.
6. Изучить методы проведения профилактики и реабилитации больных с врожденными пороками сердца.