Баллоны высокого давления из композитных материалов

Композитные баллоны высокого давления для природного газа (автомобильные)

Содержание

По данным Национальной Газомоторной Ассоциации по состоянию на середину 2014 г а России эксплуатировалось 90 000 автомашин на газомоторном топливе, в США – 142 000, в Италии – 823 000, в Армении – 226 800, в Узбекистане- 450 000, в Аргентине – 2 389 570, в Бразилии – 1 773 403, в Таиланде – 448 025, в Иране – 3 500 000

Потребность в баллонах высокого давления напрямую связано с состоянием рынка автомобильной газомоторной техники. В целях его создания и развития органами государственного управления начиная примерно с 2013 г. приняты определенные меры по увеличению потребления газомоторного топлива в РФ

Для обеспечения работы газомоторной техники используется три вида газового топлива в соответствии с принятой в 1999 году в РФ терминологией это:

1. Компримированный природный газ (КПГ), англ. Compressed natural gas (CNG) – сжатый природный газ (метан) В России, как правило, используется с рабочим давлением 20 МПа.

2. Сжиженный природный газ (СПГ), англ. liquefied natural gas (LNG) – сжиженный при низкой температуре ( -1600 С) природный газ (как правило метан).

3. Сжиженные углеводородные газы (СУГ), англ. Liquefied petroleum gas (LPG) — смесь сжиженных под давлением легких углеводородов (пропан, бутан и т.п.)

Нас интересует применение компримированного природного газа (КПГ)

Баллоны для компримированного природного газа

Комплект газобаллонного оборудования для автотранспорта состоит из двух частей: «подкапотной группы» и «газобаллонной группы» Стоимость газовых баллонов составляет наиболее существенную часть затрат при переводе автомобильного транспорта на использование ГМТ. Тип применяемых газовых баллонов прямым образом влияет на технические характеристики автомобильного транспорта, экономическую эффективность перехода на ГМТ, экологические показатели.

Требования к газовым баллонам, используемым для автомобильного транспорта регламентируются следующими документами:

1. ISO 11439: 2000 «Gas cylinders — high pressure cylinders for the on-board storage of natural gas as a fuel for automotive vehicles (IDT)» его русская версия ГОСТ Р ИСО 11439-2010 « Газовые баллоны высокого давления для хранения на транспортном средстве природного газа как топлива»

2. ECE R 110 Правила № 110, редакция №3, Приложение № 3

3. ГОСТ Р 51752-2001 «Баллоны высокого давления для сжатого природного газа используемого в качества моторного топлива на автомобильных транспортных средствах»

Нормативной документацией предусмотрено изготовление баллонов 4 типов:

— КПГ-1 (CNG-1) — металлический;

— КПГ-2 (CNG-2) — металлический лейнер, армированный непрерывными волокнами,
пропитанными смолой (кольцевая обмотка);

— КПГ-3 (CNG-3) — металлический лейнер, армированный непрерывными волокнами,
пропитанными смолой (полная обмотка);

— КПГ-4 (CNG-4) — неметаллический лейнер, армированный непрерывными волокнами, пропитанными смолой (полностью композиционный).

В общем то существует и 5 тип- безлейнерный, однако в данном аспекте его рассматривать не будем.

Наряду с такими характеристиками как безопасность, надежность, срок службы, экологичность, важнейшей характеристикой баллонов является удельный вес баллона (англ. specific weight of CNG cylinder) то есть отношение массы (кг) к объему (л)

Средние значения этого параметра для баллонов КПГ (CNG) с рабочим давлением 20 Мпа различных типов даны на рисунке ниже

Это несколько расширенные значения параметра, с тем чтобы дать возможность работать на рынке и предприятиям с устаревшей технологией производства. Более реально, по состоянию на сегодня, этот показатель отражен в таблице ниже:

Процентное распределения нагрузки между лейнером и силовой оболочкой представлен в таблице:

В зарубежной практике явно прослеживается тенденция увеличения использования баллонов 4 типа, и более широкого применения для их изготовления углеродного волокна, естественно большую роль играют и ценовые показатели.

Использование баллонов 4 типа обусловлено несколькими факторами, среди которых:

• Используются для хранения СПГ на автотранспортных средствах с 1992 и имеют только положительные отзывы
• Самая длительная история применения – более 50 лет, в различных приложениях, в первую очередь в авиакосмических
• За всю историю применения не произошло ни одного взрыва газового баллона данного типа
• Обеспечивают значительное снижения веса по сравнению со стальными баллонами (до 75%) следовательно, позволяют более полно использовать возможности автотранспортных средств и снижают выбросы углерода
• Не подвержены воздействию химических веществ, ультрафиолетового излучения
• Отсутствует коррозия — вне зависимости от качества топлива, идеальны для прибрежных районов.
• Высокая ударная прочность
• Не подвержены усталостному разрушению
• Газопроницаемость и утечки гораздо ниже, чем установленные в требованиях стандартов
• Самый длинный жизненный цикл, по сравнению с другими типами баллонов
• Возможность отслеживания жизненного цикла
• Соответствуют требованиям стандартов ISO 1439 и ECE R-110 требования, которых гораздо жестче, чем требования стандартов для металлических баллонов. Проводится 13 дополнительных тестов.
• Испытывается из расчета 30 лет жизненного цикла, при установленном 20-ти летнем сроке службы
• Абсолютно безопасны при простреле из огнестрельного оружия.
• Возможно использование баллонов 4 типа для хранения водорода.

Более широкое использования углеродных волокон обусловлено необходимостью выполнения требований безопасности в части запаса прочности и необходимостью снижения веса, что ясно видно на следующем графике:

В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 11439, расчетное давление разрушения баллонов, изготавливаемых с использованием полимерных композиционных материалов, должно определяется на основании анализа напряжений, действующих в волокне.

Из приведенных на графике данных видно, что требование по запасу прочности баллонов возрастает в ряду: углеродное волокно, органическое волокно, стеклянное волокно. Для баллонов на основе органических и стеклянных волокон требование по запасу прочности возрастает по мере увеличения доли композита в конструкции. Только для баллонов на основе углеродных волокон требование по запасу прочности практически постоянно для всех типов конструкций, включая цельнометаллические баллоны.

Таким образом, одним из путей повышения конкурентоспособности баллонов 4 типа является оптимизация их характеристик за счет более широкого использования углеродных волокон в конструкциях третьего и четвертого типов, а также освоение производства цельнометаллических баллонов из легированной стали.

Баллоны КПГ производимые в России

В России довольно много фирм заявляло о начале выпуска баллонов для КПГ, тем не менее, сегодня можно сказать, что реально автопроизводителями используется продукция нижеследующих:

1. Орский машиностроительный завод производит (. ) баллоны 1 типа, температура эксплуатации от – 450 С до +650 С, установленный срок службы 15 лет
Удельный вес 1, 21, что выше максимального предусмотренного стандартами 1,1. Баллоны изготавливаются по ТУ 1410-007-29416612-2005

2. Котласский электромеханический завод производит баллоны 2 типа, температура эксплуатации от -450 С до + 650 С, установленный срок службы 15 лет, удельный вес 0,675, что укладывается в предусмотренный стандартами для баллонов 2 типа. Лейнер стальной, обмотка стекловолокно на эпоксидном связующем. Баллоны изготавливаются по ТУ 4591-001-07507512-96.

3. ООО НПФ «Реал-Шторм» г. Ижевск — баллоны 3 типа, температурный режим -400 +650 С, 15 000 циклов, удельный вес 0,7 что значительно превышает максимпльно допустимый для баллонов 3 типа – 0,4, алюминиевый лейнер. Изготавливаются по ТУ 4591-010-13055988-2006. Есть сообщения что начат выпуск баллонов «Реал-Арктик» с минимальной температурой эксплуатации -600 С, но так как говорится , что габариты и вес в соответствии с вышеупомянутыми ТУ, то скорее всего просто получили документ что можно использовать прежние.

Зарубежные композитные баллоны для автотранспорта

В Россию поставляется продукция различных производителей. Однако конкурентами продукции предполагаемого производства следует рассматривать только баллоны производимые компанией xperion Energy & Environment GmbH входящей в группу AVANCO.

Читать еще:  Аритмия препараты от аритмии

Компания изготавливает только баллоны 4 типа, как наиболее безопасные, инновационные и имеющий самый долгий срок жизни без образования внутренней коррозии.

Срок службы 20 лет (исходя из 1000 заправок в год), полностью соответствуют всем нормативным документам. Баллоны, как правило, имеют гибридную конструкцию, что подразумевает наличие слоя из углеволокна и слоя из стекловолокна. Хотя есть и варианты использования для силовой оболочки только углеволокна.

Удельный вес 0,33, что соответствует требованиям стандартов для баллонов 4 типа. Продукция этой компании является эталонной, как для потребителей, так и для других производителей аналогичных изделий.

Баллоны CNG для легкового транспорта

применение на легковом транспорте общественного и частного использовани

применение на грузовом и общественном транспорте для внутригородских и междугородних перевозок

применение на коммунальном транспорте

  • Соответствует европейскому стандарту ECE R110, сертифицирован по ISO11439
  • Внутренний пластиковый лейнер соответствует техническим требованиям европейского стандарта ЕСЕ R110 и более строгим стандартам немецкий автопроизводителей
  • Алюминиевая босс-деталь с вентилем 2’’ или 1-1/8’’
  • Баллон 4 типа армирован высокопрочным карбоновым волокном со стекловолоконной намоткой для достижения наилучшего свойства при ударных нагрузках
  • Рабочее давление 200 бар
  • Испытательное давление минимум 300 бар
  • Давление на разрыв 600 бар
  • Более чем на 70% легче стальных баллонов Типа 1:
  • Экономия до 100 кг в весе на автомобиль стандартной конфигурации
  • Значительное увеличение объема хранения автомобиля
  • Меньший расход топлива
  • Отсутствие внешней и внутренней коррозии
  • Отсутствие усталости в изменении конструкции
  • Максимальная безопасность при эксплуатации
  • Возможность установки под и внутри автомобиля
  • Срок эксплуатации 50 лет
  • Отсутствие необходимости гидравлического переосвидетельствования на период 20 лет
  • Экономия в весе на 70% в сравнении с металлическими баллонами
  • Меньший вес конструкции – большая дальность, поддерживает маневренность вождения, низкий расход топлива
  • Улучшение безопасности транспортного средства, устойчивости транспортного средства к ударным нагрузкам
  • Повышение безопасности в огне
  • Антикоррозийность снаружи и внутри сосуда
  • Экономия на стоимости обслуживания

Удар в автомобиль сзади

  • Скорость транспортного средства более 100 км/ч
  • TUFFSHELL ® CNG баллон установлен в багажнике
  • Воздействие на транспортное средство при полной загрузке газом отсутствие утечки или разрыва
  • Следствие показало, что упругость баллона спасла жизнь водителя

ЛЕГКОСТЬ до 70%

за счет применения инновационных композитных и полимерных материалов

достигается высокая прочность газовых систем за счет применения инновационных композитных материалов – углеродное волокно и стекловолокно

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

максимальный объем для хранения газового топлива по сравнению со стальными аналогами

СОВРЕМЕННЫЙ КЛАПАН

точность опресовки гарантирует работу без утечки на протяжении всего срока службы

Баллоны высокого давления композитные

KARCHER Запасной шланг высокого давления, 9 м, для аппа.

Мойка высокого давления Lavor Pro Hyper L 1211 LP

Баллон высокого давления Patriot 6,8 л (BH-CP68)

Регулятор давления газа для композитных баллонов Cavagn.

Баллон композитный газовый RAGASKO LPG 24.5 л.

Баллон высокого давления Armotech RBMK 6.8 л с манометр.

баллон композитный hexagon ragasco 33,5л

Баллон композитный ARMOTECH BMK 6.8л с вент. и манометр.

композитный газовый баллон RAGASCO LPG 12,5 л

Полимерно-композитный газовый баллон HPC Research 18.2.

композитный газовый баллон RAGASCO LPG 24,5 л

баллон композитный hexagon ragasco 12,5 л

Композитный газовый баллон Ragasco LPG 12,5 л

Композитный газовый баллон Ragasco LPG 12,5 л

Регулятор давления газа для композитных баллонов Cavagn.

Полимерно-композитный газовый баллон HPC Research 24.5.

композитный газовый баллон RAGASCO LPG 33,5 л

Баллон композитный ARMOTECH RBMK 4л с вент. и манометро.

Баллон композитный Элина-Т 7л (с манометром) (1-1-1-136.

Композитный газовый баллон Ragasco LPG 12,5 л

Газовая печь Bartolini Pullover I Turbo Plus с композит.

Газовая печь Bartolini Pullover I с композитным баллоно.

Композитный газовый баллон Hexagon Ragasco LPG 18,2 л.

Полимерно-композитный газовый баллон HPC Research 12.7.

баллон композитный hexagon ragasco 18,2 л

Баллон композитный Элина-Т 7л (с манометром) (1-1-1-136.

Баллон БМК-300В-7-1-1-1 с вент. и манометром для PCP

Композитный газовый баллон HPCR LPGC24

Баллон пропановый SUPREME LPG 33,5 л композитный взрыво.

Регулятор давления газа для композитных баллонов Cavagn.

баллон газовый композитный supreme 125л

Композитный баллон LITESAFE 18л., 7.5кг

Композитный газовый баллон HPC Research LPG 12,7 л. (HP.

баллон композитный hexagon ragasco 24,5 л

Баллон композитный Ragasco Lpg 18.2 л

Композитный газовый баллон Hexagon Ragasco LPG 12,5 л (.

Переходник для композитного баллона Ragasco

Композитный газовый баллон HPCR LPGC 24,5 л (Чехия)

Газовый композитный баллон Ragasco LPG 33л (взрывобезоп.

Баллон композитный Ragasco Lpg 12,5 л

Газовый баллон Ragasco LPG 18.2 Композитный безопасный

Газовый композитный баллон Ragasco LPG 12,5 л (взрывобе.

Баллон пропановый польский BT-0,5

Композитный газовый баллон HPC Research LPG 18,2 л. (HP.

Композитный газовый баллон HPCR LPGC24 — 24,5 л.

баллон газовый композитный supreme 245л

Газовый композитный баллон Ragasco LPG 24,5 л (взрывобе.

Композитный баллон LITESAFE 24л., 10кг

баллон газовый композитный supreme 333л

Бытовой пропановый редуктор для композитного баллона Ca.

Полимерный композитный газовый баллон Ragasco LPG 12.5.

Газовый композитный баллон Ragasco LPG 33л (взрывобезоп.

Газовый баллон Ragasco LPG 24.5 Л Композитный безопасны.

Композитный газовый баллон Ragasco LPG 12,5л

Баллон композитный ARMOTECH BMK 6.8л с вент. и манометр.

Баллон композитный газовый RAGASKO LPG 18.2 л.

Баллон композитный Ragasco Lpg 24,5 л

Композитно-полимерный газовый баллон HPC Research LPGC2.

Газовый композитный баллон Ragasco LPG 12,5 л (взрывобе.

Композитный газовый баллон LiteSafe LS 14L

Баллон композитный газовый Ragasko Lpg 18.2 L

Газовый композитный баллон Ragasco LPG 18,2 л (взрывобе.

Баллон композитный Элина-Т 9л (с манометром) (1-1-1-136.

Баллон газовый композитный Supreme 12,5 л

Газовый баллон 12,5 литров композитный

Газовый баллон Ragasco LPG 12.5 Композитный безопасный

Полимерный композитный газовый баллон Ragasco LPG 18.2.

Композитный газовый баллон LiteSafe LPG 35л (Индия)

Газовый баллон 33,5 литров композитный

Газовый баллон композитный Ragasco 12,5л

овый Баллон газ.композитный Lite Safe 18л/7,5 кг

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КОМПОЗИТНОЙ НАМОТКИ

Создай свое высокотехнологичное производство

Кратко о композитных баллонах.

Компримированный природный газ (КПГ) — доступное и дешевое на данный момент топливо для автомобиля. Его цена составляет примерно 50% от стоимости бензина, а по экологическим показателям он соответствует требованиям стандарта «Евро-4». Газовый автомобиль практически не загрязняет окружающую среду своими выбросами, содержание вредных веществ в его выхлопе меньше, чем в бензиновом с платино-родиевым каталитическим пакетом. Применение газового моторного топлива в автомобиле и других транспортных средствах, позволяет получить экологически чистое транспортное средство.

Экономическая выгода от использования КПГ очевидна как на транспортных средствах, ввиду низкой стоимости данного вида топлива, так и для производителя — это такой продукт газовой промышленности, который в результате несложной переработки (сжатие и осушка), может продаваться по цене в 10 раз превышающей цену исходного газа.

Баллоны высокого давления являются одним из элементов газового оборудования транспортного средства, работающего на КПГ и выполняют функцию топливных емкостей. Среди разработанных и применяемых в топливных системах баллонов высокого давления наилучшими массогабаритными характеристиками обладают композитные баллоны. Конструкция этих баллонов обеспечивает и существенные преимущества, по сравнению с другими типами баллонов, по показателю взрывобезопасности при возможных механических повреждениях, так как исключает осколочное разрушение.

Читать еще:  Алкогольная аритмия сердца

Стеклопластиковые (стеклополимерные) баллоны

Баллоны низкого давления, как правило, имеют в основе ПЭТ-лейнер, который подкачивается до 2-5 атм и устанавливается на намоточный станок для нанесения упрочняющего слоя из стекловолокна, пропитанного термореактивной смолой.

Оригинальные конструкторско-технологические решения, положенные в основу создания герметичной полиэтиленовой оболочки, усиленной стекловолокном, позволили снизить массу баллонов в несколько раз, обеспечить высокую коррозионную стойкость, устойчивость к воздействию агрессивных сред, пожаровзрывобезопасность и гарантировать безосколочность разрушения. Стеклополимерные баллоны, благодаря свойствам композитных материалов и своей уникальной конструкции, взрывобезопасны и безосколочны.

Требования, предъявляемые к изделиям подобного назначения:

  • — циклическая долговечносsь — до 20000 циклов нагружения,
  • — коэффициент запаса прочности после проведения циклических испытаний — не менее 2,6;
  • — рабочий интервал температур — от — 40 до + 80°;
  • — срок службы — не менее 10 лет.

Большое внимание уделяется безопасности эксплуатации баллонов. Так по результатам испытаний, в баллоне, находящимся в зоне горения, внутренний полимерный лейнер, обеспечивающий герметичность баллона, через несколько минут начинает плавиться. Газ, находящийся под давлением внутри лейнера, постепенно просачивается через оболочку, равномерно выходя сквозь стенки силовой оболочки (что является наиболее безопасным способом стравливания давления) и сгорает без образования больших струй пламени. Баллон постепенно опустошается и взрыв газового баллона становится физически невозможным.

Внутренняя и наружная поверхность баллона защищены покрытием, относящимся к группе покрытий «весьма стойкие» согласно четырехбальной системе оценки химической стойкости полимерных материалов, которые обеспечивают надежную защиту баллонов от коррозионного воздействия в течение установленного срока эксплуатации.

Нами создано оборудование для намотки стеклопластиковых баллонов, имеющее высокую производительность и надежность.

Металлопластиковые (металлокомпозитные) баллоны.

Представляют собой сверхлегкие композитные баллоны высокого давления для сжатого газа (КПГ). Технология изготовления из композитных материалов сверхлегких баллонов высокого давления для транспортировки и хранения сжатых газов представляет из себя намотку стекловолокна или арамидов на лейнер из алюминиево-магниевого сплава или нержавеющей стали с последующим автофретированием (опрессовкой) готового изделия.

Баллоны для сжатых газов относятся к числу необходимых элементов многих технических систем (газотопливное оборудование транспортных средств, средства спасения, устройства с автономными источниками пневмоэнергии т.д.), и поэтому работы по улучшению их характеристик, технологии производства (с обязательным акцентом на повышение производительности) не прекращаются и по настоящее время. Более того, эти работы приобретают сейчас особую значимость в связи с уже окончательно сформировавшейся мировой тенденцией перевода автомобильного транспорта на газовое топливо.

При намотке металлокомпозитного баллона металлический лейнер используется как оправка. Металлокомпозитные баллоны высокого давления так же предназначены для хранения и транспортировки сжатого газа, а так же как резевуары дыхательных аппаратов.

В составе дыхательных аппаратов со сжатым воздухом используются различные типы баллонов, отличающиеся друг от друга материалами, способами изготовления и массой. Наиболее распространенная структура металлокомпозитного баллона выглядит следующим образом — внутренний бесшовный лейнер, изготовленный из металлической заготовки методом штамповки и обмотанный нитью из композитного материала для усиления стенок сосуда. Металлические и металлокомпозитные баллоны отличаются друг от друга такой важной составляющей как масса баллона и решающую роль в уменьшении веса аппарата играет именно баллон высокого давления, т.к. чем ниже вес заряженного дыхательного аппарата, тем удобнее и легче работать в аппарате спасателю или пожарному и так имеющему достаточно тяжелое снаряжение помимо дыхательного аппарата.

Применение металлопластиковых баллонов в качестве топливного бака для автомобилей, обеспечивает:

  • — снижение массы газобаллонной установки в 2 — 3 раза;
  • — увеличение пробега автомобиля с одной заправкой газа в 1,2 -1,8 раз;
  • — значительное уменьшение затрат на сборку установки, ТО, ремонт и запасные части; снижение затрат на освидетельствование.

Преимущества автомобиля при работе на сжатом природном газе:

  • — увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза;
  • — увеличение срока службы моторного масла в 1,5. 2 раза;
  • — снижение уровня шума работы двигателя на 3 — 5 дБ
  • — снижение дымности отработавших газов в 2 . 4 раза
  • — неизменность мощности двигателя от вида топлива, лучший коэффициент приспособляемости к изменению внешней нагрузки снижение суммарного комплексного показателя токсичности на 26% отработавших газов
  • — снижение выбросов твердых частиц в 2 и более раза

Композитные газовые баллоны: характеристики, особенности, эксплуатация

Что представляют собой композитные газовые баллоны, специфика применения, ответы специалиста на вопросы участников портала

Десятилетиями для хранения и использования сжиженного газа использовались только металлические емкости, так как альтернативы просто не существовало. Сравнительно недавно такая альтернатива все же появилась – современные композитные газовые баллоны успешно применяются не только за рубежом, но и в нашей стране. Однако повсеместного распространения эти емкости еще не получили, так как многие просто не знают, что можно больше не тратить силы на тяжелый, громоздкий металл, заменив куда более удобным, облегченным композитом. При участии специалиста норвежской компании Hexagon Ragasco и Президента Ассоциации газовых хозяйств Сибири и Дальнего Востока «Сибдальвостокгаз», рассмотрим, в чем преимущества композитных газовых баллонов. А также разберемся с самыми популярными мифами, которыми они успели «обрасти».

Содержание:

  • Что собой представляют полимерно-композитные газовые баллоны
  • Где применяют композитные баллоны
  • Можно ли использовать композитные газовые баллоны в помещении
  • Мифы и реальность

Что такое полимерно-композитные газовые баллоны

Композитные баллоны состоят из двух частей:

  • внутренняя – частично прозрачная полимерная емкость (колба);

  • внешняя – решетчатый защитный кожух из HDPE (высокоплотный полиэтилен), изготавливаемый по технологии литья под избыточным давлением.

Регулирующая арматура (вентили, защитные клапана) интегрируется в готовую полимерную емкость перед установкой ее в кожух.

Ввиду сырьевой базы и особенностей технологии производства, композитные газовые баллоны обладают рядом привлекательных для пользователей свойств.

  • Безопасность – в отличие от металлического, композитный баллон при критических условиях не усугубит ситуацию.

Основной плюс композитных баллонов получается во взрывобезопасности. Стальные тоже можно относительно обезопасить защитным клапаном. Расплавление корпуса у композитных – дополнительная степень защиты…

Поясним: при высоких температурах в случае возгорания, баллон не взрывается, поражая осколками, а постепенно оплавляется, что позволяет стравить газ через клапан сброса и предотвратить «хлопок».

  • Легкость – самый большой баллон на 33,5 литра, весит всего 6,3 кг, не говоря о маленьком, на 12,5 литра (3,4 кг). И хотя небольшая масса преимущественно важна для женщин и старшего поколения, мужчинам это свойство композита тоже может быть полезно.
  • Визуальный контроль – уровень газа в баллоне видно невооруженным глазом, благодаря частичной прозрачности колбы, что достаточно удобно.

Для приготовления пищи на даче пользуюсь композитными баллонами объемом 33 л уже два года. Баллоны легкие, можно контролировать визуально остаток газа, редуктор подключается без разводного ключа (затягивается руками). До этого было несколько стальных баллонов по 50 л. Пришлось купить композитные баллоны, несмотря на цену – заболела спина; да и жена не могла поднять заправленный стальной баллон на 50 л. Разница же в объеме не критична, композита на 33 л хватает на 2-3 месяца, стального баллона 50 л хватало на 3-4 месяца.

  • Отсутствие коррозии – ей просто неоткуда взяться, так как ни внутри баллона, ни снаружи нет металлических элементов.
  • Долговечность – срок переаттестации баллона составляет десять лет, а срок службы, при правильной эксплуатации производители называют до ста лет, хотя пользователи и сомневаются.
Читать еще:  Величина артериального давления при выдохе

Композитные баллоны не ржавеют, но зато «усталостные» нагрузки для них более критичны, не начнет со временем просто сифонить?

Материалы, используемые для производства композитных баллонов, идентичны тем, что используются при изготовлении воздушных судов из стекловолокна, подводных или подземных трубопроводов. Они применяются на различных производствах уже на протяжении 50 лет и известны своей устойчивостью к внешнему воздействию, загрязнению и коррозии. Тщательное тестирование не выявило какого-либо значительного износа материалов вследствие воздействия УФ-излучения, контакта с газами (в том числе пропано-бутановой смесью) или с другими веществами в результате испытаний. За 20-летнию историю производства и эксплуатации композитных газовых баллонов не выявлены случаи усталости композитного материала, что исключает возникновение утечек газа по этой причине. В первую очередь, на баллоне могут появиться потертости внешнего кожуха, при этом колба практически всегда остается целой и невредимой. Что отличает композитный газовый баллон от традиционного металлического, у которого степень повреждений самой колбы значительно выше в процессе эксплуатации.

К вопросу о надежности композитных баллонов. Сегодня днем заправлял два своих баллона по 33,5 литра. Первый залился нормально, а во втором, как только начали заправлять, из дна засвистел газ. Глазами не видно, но слышно было отчетливо, баллон 14-го года.

Колба композитного баллона состоит из внутреннего цельного лейнера и обмотки нитями стекловолокна. Ввиду особенностей композитного материала, в обмотке остаются небольшие поры и незаметные для глаза микро-полости. При наполнении баллона газом лейнер расширяется и выдавливает воздух из этих полостей, поэтому иногда слышен характерный свистящий звук, особенно когда баллон влажный. Это абсолютно нормальная ситуация, которая не является индикатором наличия утечки или какого-либо механического повреждения баллона.

Сфера применения

Технические и эксплуатационные характеристики полимерно-композитных газовых баллонов обеспечивают им большой потенциал и практически неограниченную сферу применения. Это автономный источник одного из наиболее востребованных энергоносителей в самых различных ситуациях.

Приготовление пищи – как на сезонной даче или в капитальном загородном доме (кухонные газовые плиты), так и на пикнике или в путешествии (газовые грили и барбекю, мобильные плитки).

В отопительных системах – разнообразные домашние газовые обогреватели, банные печи, уличные обогреватели (поездки на природу).

В строительстве и отделке – сварочные аппараты, тепловые пушки.

В автономных системах энергоснабжения – генераторы.

Удобство применения компактных и презентабельных композитных баллонов, практически во всех условиях – неоспоримо.

Можно ли использовать композитные газовые баллоны в помещении

Приверженцы привычных металлических баллонов одним из доводов против композитных, называют ограничения, связанные с запретом на их использование в помещениях.

Любителям красивых композитных баллонов рекомендую сходить в Горгаз на инструктаж по ТБ. Они запрещены для установки в помещениях. Там покажут, расскажут, фото взорванных баллонов и домов покажут. В композитах клапан стоит, который при превышении давления газ стравливает.

Что характерно – в помещениях в принципе запрещено использовать газовые баллоны объемом свыше пяти литров, независимо от того, из чего они сделаны.

В соответствии с федеральными нормами и правилами, действующими на территории Российской Федерации, касательно использования, эксплуатации и заправки бытовых газовых баллонов, не существует разделения на металлические и композитные баллоны. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» п. п. 91-94 установка в жилых помещениях газовых баллонов, за исключением одного баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, запрещена. Баллоны должны быть расположены вне зданий, в пристройках из негорючих материалов, у глухого простенка стены, на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи. Что касается клапана сброса избыточного давления, который есть на композитных баллонах, то его основное назначение – обезопасить пользователя, поэтому появляется все больше и больше компаний, которые самостоятельно устанавливают данный вентиль с клапаном сброса избыточного давления и на металлические баллоны.

На практике же повсеместно и металл, и композит устанавливают и в кухнях и в котельных, несмотря на существующие нормативы. Однако при равных вводных, в случае чрезвычайной ситуации, как ни крути, а от композита вреда будет куда меньше.

Но лучше, конечно, не создавать для таких ситуаций условий и придерживаться существующих противопожарных правил. «Техника безопасности написана кровью» практически в любой сфере нашей жизнедеятельности.

Мифы и реальность

Как и любая относительно новая технология или продукт, полимерно-композитные газовые баллоны быстро «обросли» различными слухами с негативной окраской. В большой степени это связано как с непониманием технологии производства, так и с нашими реалиями. Чаще всего можно столкнуться с несколькими суждениями.

Такие баллоны практически невозможно заправить – действительно, несколько лет назад, когда они только появились, подобные проблемы возникали. Сегодня же не имеет значения, металлический бытовой баллон или композитный – на газонаполнительной станции заправляют любые. Но именно на специализированной станции, а не на первой попавшейся заправке для автомобилей.

У них маленький рабочий диапазон, на солнце могут расплавиться, а на морозе, треснуть – абсолютно неверно. Диапазон рабочих температур у композитных баллонов такой же, как и у всех остальных, и составляет от +60 до -40⁰С. По большей части рабочая температура связана со свойствами газа (точки кипения и перехода в другие фазы), а не материала, из которого изготовлен баллон.

Баллоны пластиковые, одноразовый китайский ширпотреб, если сломается кожух или вентиль – только выкидывать.

Все наши баллоны производятся только в Норвегии на единственном в мире на 100% автоматизированном производстве. Каждый баллон тестируется по 35 пунктам при прохождении контроля качества. Баллоны выдерживают свыше 80 тысяч заправок и при правильной эксплуатации могут прослужить 100 лет. В случае поломки вентиль или кожух меняют в специализированной газовой компании.

Основным сдерживающим фактором, препятствующим повсеместному распространению композитных баллонов, является более высокая стоимость. Но понятие рентабельности индивидуально.

У каждого своя экономическая рентабельность. Я 50-ти литровый баллон не использую по одной простой причине – постоянная угроза радикулита, спину вынужден беречь. Хотя мне это могло бы сэкономить одну поездку на заправку в год из двух. Потому использую баллон 27 литров, хотя и он тяжеловат для больной спины (25 кг). А композитный, всего 15 кг, что уже допустимо. Разница же в цене 3000 рублей. Итого: если взять лет 15 использования, за то, чтобы тягать баллон на 10 кг меньше, мне надо заплатить 3000/15=200 рублей/год. Я согласился бы на такие условия. Вполне разумная цена. Поверьте, лечение радикулитов стоит гораздо дороже. Ну, а более эстетичный вид – бесплатный бонус.

В технологическом плане композитные газовые баллоны не уступают металлическим, а в чем-то их даже превосходят, не говоря о том, что и выглядят значительно презентабельнее. Стоит ли переплачивать за удобство и безопасность – каждый определяет исходя из собственных резонов. Но в любом случае, это жизнеспособный и перспективный продукт.

В предыдущих материалах можно прочитать о резервном отоплении дома газовым конвектором, а также об организации автономной отопительной системы на базе газовых баллонов. С этими целями также можно использовать не металлические, а композитные емкости. В видео – как сделать дизайнерский светильник своими руками с минимальными вложениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector